Точка на карте: хутор Вязники

Между Михайловском и Верхнерусским
В Шпаковском районе много хуторов. Как правило, они располагаются на значительном отдалении от крупных населённых пунктов. Однако встречаются и исключения. Например, хутор Вязники, административно относящийся к Верхнерусскому муниципальному образованию, буквально сросся с восточной стороны с микрорайоном улицы Пушкина г. Михайловска.
Вообще надо сказать, что хутор Вязники исторически связан с райцентром, ведь основали хутор выходцы из села Михайловского. И случилось это в 1923 году. Иначе говоря, в 2018­м хутору исполняется 95 лет.
Вначале прошлого века на месте нынешнего хутора располагалась обширная пустошь, довольно сырая и заболоченная. Выходящие на поверхность подземные воды тут и там образовывали мочаги, так что крестьянские телеги беспрестанно застревали в вязкой почве. Отсюда, как говорят старожилы, и возникло название хутора – Вязники.
Была попытка связать название хутора с деревом вязом. Однако ни на самом хуторе, ни поблизости такие деревья никогда не росли и не растут. Поэтому эта версия наименования хутора ошибочна.
Первыми поселенцами Вязников были крестьяне Борзенко, Москвитины, Хорошиловы, Гнездиловы, Пензевы, Соколовы, Шамшурины, которым Михайловская волостная община отмежевала отруб площадью более
800 десятин к западу от железнодорожной ветки Ставрополь­Палагиада.
Переселенцы были люди трудолюбивые и хваткие до работы. Они построили дома, сараи, завели скот и птицу, стали выращивать пшеницу и другие сельхозкультуры. Правда, с началом коллективизации наиболее зажиточных крестьян, самых усердных и работящих, причислили к кулакам. Земля, весь их скот, сельхозинвентарь и прочее нажитое имущество было отнято, а сами «кулаки» сосланы кто куда.
Стефан Дмитриевич Борзенко – потомок первых хуторских поселенцев. Его предки начинали возделывать здесь целину. Они сумели за короткое время превратить не самую лучшую землю в плодородную, которая хоть и не давала рекордных урожаев, однако ж кормила крестьян.
– В 1935 году мне было семь лет, – делится с нами своими воспоминаниями ветеран труда. – И вот как сейчас помню, около нашего дома остановились две брички с людьми в форме. Всё происходило очень быстро. Нас погрузили с узелками, ничего другого не позволили взять, и повезли на железнодорожную станцию Палагиада. Здесь затолкали в товарный вагон и, словно скотину, повезли в северном направлении. Конечно, тогда в силу своего возраста я многого не понимал и всего не мог запомнить, поэтому общую картину тех лет воссоздаю по рассказам родителей, старших братьев и старшей сестры.
Семья у Дмитрия Ивановича Борзенко была большая. Стефан был последним ребёнком, тринадцатым. Из всех тринадцати в живых осталось лишь пятеро, остальные умерли либо в раннем младенчестве, либо в голодные годы.
Борзенко, считайте, повезло. Их выселили не так далеко, в село Дербетовку, сегодня это Апанасенковский район. Раскулаченные жили и работали в тамошнем колхозе, оттуда же, из Дербетовки, на фронт призвали двух старших братьев Стефана Дмитриевича – Андрея и Александра. И оба брата пропали без вести.
В родной хутор Вязники Борзенко вернулись в 1944 году. На первых порах жили в сарае у соседа, затем отстроились и вновь обросли хозяйством.
– Жили очень тяжело, – качает головой восьмидесятидевятилетний старик. – Особенно душили налоги. С каждого двора ежегодно необходимо было отдавать государству 460 литров молока, 360 штук куриных яиц, пять рублей с каждого дерева. Если забил поросёнка, овцу или бычка, шкуру отдай. Ничего не поделаешь – такое было время.
Стефан Дмитриевич Борзенко –
пример того, как жили хуторяне после Великой Отечественной. Он олицетворение послевоенного советского поколения, благодаря самоотверженному труду которого страна возродилась из пепла, восстала из руин. На их глазах ударными темпами строились заводы и фабрики, прокладывались линии электропередачи и автодороги, возрождалось сельское хозяйство.
Первое время Стефан Дмитриевич работал в колхозе «Сталинская конституция». В конце 50­х, когда был построен Ставропольский завод технического углерода, который по­простому называли сажевым заводом, выдававшем продукцию вплоть до горбачёвской перестройки,
С. Д. Борзенко перешёл на предприятие. Многие в то время поменяли крестьянский серп на молот рабочего. Благо, сажевый завод располагался в пятнадцати минутах ходьбы от хутора. Кроме того, близ Вязников за семь послевоенных пятилеток были построены такие промышленные гиганты, как завод строительных материалов и деталей, домостроительный комбинат, силикатный и асфальтобетонный заводы, предприятие краевого управления буровых работ, нефтебазы, крупнейшие на Северном Кавказе оптовые базы «Ростекстильторг», «Росхозторг», «Рособувьторг», мукомольные мельницы, ПМК «Вязниковская», СПМК «Ставропольская» и другие.
За сравнительно короткое время никому не известный хутор, о существовании которого многие и не догадывались даже в нашем районе, превратился в обширную промышленную площадку, оглашаемую свистками локомотивов, ударами кузнечных молотов, скрежетом и лязгом железа, шипением остывающих бетонных блоков, урчанием двигателей сотен и сотен автомобилей. Постепенно из речи жителей района стало вымываться понятие «хутор Вязники». На смену ему пришло другое, короткое, но ёмкое – «промзона».
Быстрый рост промышленности в окрестностях Вязников, да и в самом хуторе, не могли не отразиться на жизни и быте бывших крестьян. У людей появилась возможность заработать, они стали жить обеспеченнее. И сам хутор стал постепенно преображаться.
Благодаря руководству сажевого завода «оделась» в асфальт дорога по улице Первомайской. Здесь же с помощью предприятия по нечётной стороне улицы был проложен водопровод. До развала Советского Союза завод успел уложить водовод и на небольшой части улицы Новой. Однако дальше дело не пошло. И сегодня проблема с отсутствием водопроводной воды является одной из самых животрепещущих, решить которую власти пока не в состоянии.
– Почти весь хутор, за исключением нескольких дворов, пользуется колодезной водой, – возмущается Любовь Ивановна Казанцева. – Но поскольку подземные воды находятся очень близко от поверхности, воду в колодцах с большой натяжкой можно назвать питьевой. И куда мы только не обращались с этой проблемой. Однако везде натыкаемся на какую­то непреодолимую и непробиваемую стену.
Действительно, если проехать по хутору, то в глаза бросается одна особенность – вдоль дорог прорытые канавы, в которых в дождливую погоду всегда стоит вода. Через весь хутор течёт журчащий ручей, а где дренажная система засорилась либо выполнена с ошибками, образуются стоячие болотца с цветущей водой.
Возвращаясь к водопроводу, обратимся к одной любопытной бумаге, которую предоставила нам председатель хуторского совета Мария Александровна Зосимова. Это официальный ответ на письмо хуторян главы администрации Шпаковского муниципального района М. Ф. Шевченко от 21 января 2007 года. Цитируем: «Администрация Шпаковского муниципального района включила в перечень строек и объектов Шпаковского района, предназначенных к финансированию из краевого бюджета на 2008 – 2010 годы, строительство водопровода протяжённостью 2,7 км и стоимостью 5,5 млн рублей на хуторе Вязники».
Много воды утекло с тех пор в дренажных канавах хутора, а водопровода как не было, так и нет.
– Не может нас не тревожить и расположенная в непосредственной близости от наших земельных участков нефтебаза ООО «Роснефть», – продолжает активистка. – За огородами домовладений Сахацких, Власенко, Казанцевых, Ерёминых, Тилининых и других постоянно растёт камыш. Когда он высыхает, то представляет реальную пожарную угрозу. Однако почему­то никто эту сорную растительность не скашивает. Где санитарная зона между нефтебазой и нашими земельными участками? Неужели ждём ЧП?
Много нареканий жители хутора высказывают и по поводу состояния хуторских дорог. Всего в хуторе четыре улицы – Промышленная, Первомайская, Новая, Железнодорожная и заезд Весенний. Все они находятся в удручающем состоянии. И такая ситуация удивляет. Но если непосредственно на улицах ямочный ремонт выполняется, от которого, правда, в скором времени остаются одни лишь воспоминания, то дороги, которые ведут на многочисленные предприятия, ремонта не видели, наверное, ещё с советских времён. Есть на хуторе небольшой участок дороги до нефтебазы, так он находится в таком состоянии, будто вчера пережил бомбёжку. А ведь по этой дороге ежедневно курсирует огромное количество бензовозов! Как­то в голове не укладывается: промзона, это промышленное наследие советского прошлого, на обломках которого уже в рыночное время образовалось великое множество частных фирм и фирмочек, государственных компаний, торговых предприятий, – сегодня представляет собой средоточие финансовой мощи, где крутятся сумасшедшие деньги, миллиарды рублей. Но никто из капиталистов не спешит вкладываться в те же дороги. Хотя бы на подъезде к своим предприятиям.
– К нам наплевательски относятся, –
сокрушается Мария Петровна Будкова, старейшая жительница улицы Первомайской. – В конце нашей улицы водители многотонных грузовиков организовали стоянку. Так вот каждый день КамАЗы с длинными прицепами проезжают мимо наших домов. Поскольку дорога по улице в рытвинах и ухабах, от движения этих тяжеловесов дрожат стены и стёкла в окнах. Это безобразие.
– Нет, сказать, что ничего не делается в плане благоустройства, конечно же, нельзя, – пытается снизить градус возникшей дискуссии Надежда Васильевна Александрова. – Несколько лет назад наша территория вошла в госпрограмму ремонта дорог, был капитально отремонтирован заезд Весенний. Справедливости ради, надо сказать, что сейчас дорожное полотно уже разрушается, но, как говорится, хоть что­то. Администрация Верхнерусского сельсовета помогает при ремонте детской площадки, производит текущий ремонт дорог, проложила тротуар от предприятия «Авенир» до пешеходного перехода через железную дорогу. Спасибо за это большое, а то раньше до магазинов и конечной автобусной остановки, что в микрорайоне Пушкина, мы ходили по шпалам.
Этот тротуар вязниковцы называют тропой жизни, потому что он связывает жителей хутора с внешним миром. По ней ходят дети в михайловскую школу № 5, родители ведут малышей в детские сады, жители отовариваются в магазинах и аптеках, отсюда же уезжают по своим делам на многочисленных маршрутках.
Долгое время, чтобы кратчайшим путём попасть в Михайловск, хуторянам приходилось преодолевать небезопасный участок – железную и автомобильную дороги. После многолетних мытарств сельские власти пошли навстречу населению, проложили асфальтированную дорожку, оборудовали переход мостиком, город же установил дорожные знаки, обеспечив переход «зеброй». Свою лепту внесли и железнодорожники, уложив через пути удобный для пешеходов специальный настил. Теперь здесь ходить стало гораздо безопаснее. Однако проблема до конца так и не решена. Дело в том, что тропинка пролегает вдоль зарослей кустарника. И в вечернее время, не говоря уже о ночи, здесь по­прежнему небезопасно, ведь пешеходный участок в несколько десятков метров не освещается. И эту проблему нужно решать как можно скорее.
– Вообще, лесополоса, которая проходит вдоль железной дороги и «тропы жизни», – это наша головная боль, –
рассказывает М. А. Зосимова. – В настоящее время она представляет собой сплошную мусорную свалку. Мало того, что сюда несут бытовые отходы из близлежащих магазинов, так лесополоса превратилась в общественный туалет.
И действительно, пока мы разговаривали, на наших глазах «туалетом» воспользовался один из водителей маршруток. Резво преодолев железнодорожные пути, он шмыгнул в близлежащие кусты.
Проблем у хутора много. Однако люди не опускают руки, стараются благоустроить его как могут.
– Руководители ряда предприятий не оставляют наши просьбы без внимания, – делится с нами председатель хуторского совета. – Сергей Иванович Паньков, директор СПМК­1, выделил несколько труб для дренажной системы. Помогает нам при проведении сельских праздников, огородил детскую площадку. Трубы для отвода лишней воды на улице Железнодорожной выделил и Сергей Константинович Чурсинов, руководитель Ставропольского филиала ОАО «Газпром ПХГ». Александр Михайлович Лылов, директор АО «Стройсервис», оборудовал футбольное поле для местной детворы. Индивидуальный предприниматель Володя Жарович Шахраманян спилил старые тополя на улице Новой, представлявшие серьёзную опасность для пешеходов. Надеемся мы и на актив, который я считаю главным богатством хутора Вязники. Спасибо за помощь Е. А. Нижегородовой,
А. П. Буза, Г. А. Злобиной, Е. Н. Соколовой, Л. В. Кулевской, Н. Н. Лучине, М. А. Кирпе, Е. А. Пиманьковой,
А. И. Бурдиной и другим, кто неравнодушен к судьбе нашей малой родины.
Без актива, слов нет, никуда. Но и власти должны прислушаться к мнению хуторян, более оперативно решать злободневные проблемы населённого пункта, не откладывая их на десятилетия.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир