В кино и на арене: Юрий Никулин


В нашей необъятной стране мало найдётся людей, которые бы не знали Юрия Никулина. Этот артист оставил яркий след в душах своих многочисленных поклонников. Особенно радовал он нас своими выступлениями на манеже цирка и ролями в многочисленных кинокартинах.
Родился Ю. В. Никулин 18 декаб­
ря 1921 года в городе Демидове (ныне Смоленская область).
8 ноября 1939 года после окончания средней школы был призван в Красную Армию, служил в 115­м зенитно­артиллерийском полку. Во время советско­финской войны зенитная батарея, где он служил, находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду. В Великую Отечественную вой­ну воевал под Ленинградом. В августе 1943 года Никулин был направлен в 72­й отдельный зенитный дивизион под Колпином. Победу встретил в Курляндии; был демобилизован в мае 1946 года в звании старшего сержанта. За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени) , «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После окончания войны пытался поступить во ВГИК, куда его не приняли, так как председатель комиссии Сергей Юткевич не обнаружил в нём актёрских способностей. В конце концов поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Первое выступление на манеже состоялось 25 октяб­ря 1948 года в паре с Борисом Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик». Затем стал работать ассистентом вместе с необычайно тогда популярным клоуном Карандашом.

Работая у него, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом Никулин и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Начав работать самостоятельно, они составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные. Юрий Владимирович проработал в родном цирке 50 лет.
В 1956 году Никулин снялся в своём первом художественном фильме. На встрече с режиссёром картины выяснилось, что тот собирался использовать артиста в крошечной роли пиротехника, который показывает отборочной комиссии коронный номер – фейерверк. Никто и не предполагал, что фильм «Девушка с характером» будет иметь большой зрительский успех. Самыми смешными эпизодами оказались те, в которых блистал Юрий Никулин…
Режиссёром, по­настоящему открывшим его талант, стал Леонид Гайдай. До сих пор мы с огромным наслаждением пересматриваем любимые фильмы, снятые мастером, – «Бриллиантовая рука», «Пёс Барбос и необычный кросс», «Кавказская пленница». На съёмках фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» (а сюда он попал благодаря рекомендациям Г. Вицина) Гайдай сказал: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то, что нужно». Именно с этого фильма началась слава и самого Гайдая, и знаменитой троицы: Вицина, Никулина и Моргунова. Вышедшая в
1961 году лента мгновенно стала легендой. Картина получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале.
Роль Семёна Семёновича в «Бриллиантовой руке» писалась исключительно под Никулина. В Союзцирке ему дали отпуск на полгода, чего раньше никогда не делали.
В 1964 году исполнилась давняя мечта Юрия Владимировича –
на те деньги, что ему платили за съёмки в кино, он купил автомобиль «Волгу». Разрешение на приобретение советского дефицита подписал сам Председатель Совета министров СССР А. Косыгин.
Но актёр играл не только комические роли. В фильме «Когда деревья были большими» (1961) раскрылся драматический талант исполнителя. В своём герое –
Кузьме Кузьмиче Иорданове –
актёр обнаруживает сложное переплетение различных психологических состояний: лживость, опустошённость, паразитизм, одиночество, стремление вывести свою жизнь из состояния краха.
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Юрий Никулин убедительно сыграл трагическую роль монаха Патрикея – казначея Успенского собора во Владимире, подвергнутого жестоким истязаниям монголо­татарскими захватчиками.
В драматическом фильме «Ко мне, Мухтар!» Никулин сыграл младшего лейтенанта Глазычева, характер которого полон сострадания, жертвенности и преданности собачье­людской дружбе.
По­достоинству зритель оценил и его игру в фильмах о Великой Отечественной вой­
не («Они сражались за Родину», режиссёр Сергей Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр Алексей Герман (1977). В этом фильме роль военного журналиста Лопатина была сыграна актёром в сдержанной и безыскусной манере, при этом исполнена подлинного внутреннего драматизма. Спор между режиссёром и Госкино о назначении Никулина на роль Лопатина был решён положительно благодаря вмешательству Константина Симонова.
В последние годы жизни Юрий Владимирович вёл юмористическую передачу «Белый попугай», являлся одним из постоянных участников передачи «В нашу гавань заходили корабли».
В 1991 году принимал участие в последнем выпуске капитал­шоу «Поле чудес» с Владиславом Листьевым.
М. ПЕТРЕНКО.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир