В 2015 году отделению реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУСО «Шпаковский КЦСОН» исполнилось 10 лет.
Сейчас трудно себе представить, что 10 лет назад деятельность отделения начиналась с трёх специалистов: логопеда, массажиста и психолога. Сегодня, благодаря эффективному менеджменту, уже сложилась целая система социальной реабилитации, которая включает в себя три равных по значимости направления: психолого-педагогическое, медицинское и социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка-инвалида. Первое представлено работой логопеда, психолога и педагога дополнительного образования. Второе – медицинскими сёстрами по массажу, инструктором ЛФК, медицинской сестрой и медицинской сестрой по физиотерапии. Третье – специалистом по социальной работе, осуществляющим социальное сопровождение семей, воспитывающих тяжелобольных детей.
На обслуживании в отделении состоят несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья: дети-инвалиды и дети, относящиеся к III или IV группам здоровья. Курсы реабилитации предоставляются два раза в год, продолжительностью от одного до трёх месяцев.
В основе психолого-педаго-гической реабилитации лежит коррекционная работа. Каждый из специалистов проводит свою индивидуальную работу, направленную на достижение общей цели — помочь ребёнку как можно более полно социализироваться в общество.
Психологический статус детей с ОВЗ зачастую характеризуется затруднениями в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватностью поведения, низкой самооценкой, утомляемостью, истощаемостью, низким уровнем развития психических функций. Создание положительного эмоционального настроя и атмосферы доверия, закрепление и развитие необходимых навыков, развитие чувства уверенности и формирование адекватной самооценки – это задача работы психолога отделения.
Занятия художественным творчеством с педагогом дополнительного образования, в любых его проявлениях: рисование, лепка или поделки из природного материала – способствуют развитию образного и пространственного мышления, помогают воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению. Посредством этих занятий развивается мелкая моторика, ориентация в пространстве, приобретаются умения работы с различными предметами (ножницы, бумага и т. д.) На музыкальных занятиях в процессе вокальной работы развивается слух, артикуляция, дикция, чувство ритма, память, внимание.
Положительный эффект в коррекционной работе над речевыми недостатками оказывают логопедические занятия, направленные на коррекцию речевых проблем, а также недостатков устной и письменной речи,
постановку звуков, развитие связанной речи и фонематического слуха.
Хорошие результаты достигаются в совместной работе логопеда, психолога и педагога дополнительного образования, применяющих различные методы для решения одной проблемы.
В основе социально-медицинской реабилитации лежат традиционные методы физиотерапевтического лечения – это занятия лечебной физкультурой, массаж, магнитотерапия, квантовая терапия, светолечение, электролечение, парафинолечение, грязелечение.
Специалисты отделения постоянно находятся в поиске новых, эффективных способов и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ими внедрены такие инновационные технологии работы с детьми, как «Песочная терапия», использование тренажёра «Смартэластик» в занятиях лечебной физкультурой, изотерапия, кинезиология, су-джок терапия, дидактический синквейн, использование мультимедийных средств коррекции и развития.
Таким образом, расширение методов, использующихся специалистами отделения при оказании реабилитационных услуг детям с ОВЗ, оказывает положительное действие на качество обслуживания и является стимулом развития отделения в условиях сегодняшнего дня и завтрашних перспектив.
Е. Завялик,
заведующая отделением.
Свежие комментарии