Учебник истории России – гордость нашего времени?

123456

3 апреля в историко-краеведческом музее г. Михайловска состоялся «круглый стол» на тему школьного исторического образования.

Учебник истории России – гордость или укор нашего времени, таким вопросом задались участники диспута, на который были приглашены председатель районного совета ветеранов Г. Н. Белёвцев, председатель общественной организации ветеранов «Боевое братство» И. Н. Олдин, председатель городской Думы Р. Н. Комаров, учителя средних общеобразовательных школ Шпаковского района, преподаватели лицея имени казачьего генерала С. С. Николаева, учащиеся школ и медицинского техникума г. Михайловска.

Тема диспута была выбрана не случайно, ведь в нашем обществе до сих пор нет единого мнения по многим вопросам отечественной истории. Да и сложно было бы представить о его существовании, если в настоящее время в федеральном перечне учебников для общеобразовательных учреждений значатся более двух десятков учебников по истории Отечества. Не случайно этой проблематикой заинтересовался даже президент страны, распорядившись выработать единую концепцию преподавания школьного предмета. Эта идея находит понимание в самых разных слоях нашего общества. И не удивительно, ведь история не просто школьная дисциплина, это, по меткому выражению директора музея Л. Л. Шамшиной, организатора мероприятия, душа и сердце народа, неотъемлемая часть духовной культуры, призванной консолидировать нацию.

Говоря о едином учебнике, речь не идёт о создании аналога «Краткого курса ВКП (б)», в основу гражданской истории России которого легла концепция истории коммунистической партии, во многом мифилогизированная. Речь идёт об устранении в учебниках двойных толкований исторических событий и откровенной фальсификации, а также формировании у подрастающего поколения духа уважения к своей стране, её историческому и культурному наследию. Согласитесь, не гоже, когда изучая тему Второй мировой войны, школьникам навязывают мысль, что основным театром военных действий, повлиявших на весь ход войны, был атолл Мидуэй в Тихом океане и пустыня Сахара. Или другой пример: когда в некоторых учебниках говорится о том, что Украина насильно была присоединена к Российской империи, а Богдан Хмельницкий расценивается как изменник. Кого следует укорять в этом. Да, наверное, нас самих, допустивших вывих собственного сознания.

Кстати, об Украине. Применительно к состоявшемуся разговору, события, происходящие в этой стране, нашли живой отклик у участников дискуссии. И как справедливо заметил Р. Н. Комаров, нам никак нельзя скатываться к враждебности к украинскому народу, особенно той его части, которая проживает в западных областях. По маленькой группе негодяев и подонков, в какие бы лжепатриотические одежды они не рядились, нельзя в целом судить о народе. И в этом собравшие в зале музея были единодушны.

Интересное видение проблемы выразила учитель истории СОШ № 4 Ю. Б. Андрющенко. Педагог заметила, что при сегодняшних возможностях доступа к разного рода информации, в том числе и исторического содержания, ребёнку порой бывает очень сложно, что называется, докопаться до истины. И роль учителя в этой ситуации возрастает в разы. Быть хорошим рассказчиком, эрудитом и, если хотите, лицедеем уже мало. Современный учитель истории должен не просто давать знания. Он просто обязан способствовать овладению учениками исследовательскими приёмами, развитию их критического мышления, обучать анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и интерпретаций.

А как сами молодые относятся к изучению истории? Здесь мнения разделились. Например, Надя Теперчук, студентка медицинского техникума, больше надеется на дополнительную литературу и Интернет, Виктор Лоскутов, учащийся профессионального лицея, много узнаёт из бесед с родителями, Настя Жигур, ученица старшего класса СОШ № 1, бесконечно благодарна своему учителю истории, который пробудил в девушке интерес к предмету и способствовал развитию исследовательских навыков.

Знать историю своей страны, конечно же, надо. Ведь история страны это в какой-то степени история каждого человека. Если человек знает историю, то он и людей с разной культурой понимает лучше. У человека появляются новые знания, новые взгляды на жизнь, собственная точка зрения, самостоятельная позиция в общественной жизни. История это хранительница памяти народа. Потеряй эту память и беда неминуема. И яркий тому пример трагические события, происходящие в соседней Украине.

Вообще надо сказать, что об Украине говорили многие участники диспута. По-другому, наверное, и  не могло быть, поскольку с этой страной мы связаны общей историей, культурой и традициями, которые сейчас варварски уничтожаются. Без боли на всё это нельзя смотреть. И трижды прав С. В. Лебедев, преподаватель истории профессионального лицея имени казачьего генерала С. С. Николаева, сказавший, что нельзя воевать с собственными памятниками. Тот, кто крушит памятники, тот крушит и свою историю.

В дискуссии приняли участие Г. Н. Белёвцев, И. Н. Олдин, член совета ветеранов г. Михайловска О. М. Марченко, завуч профлицея Г. Р. Яндиян, школьные учителя В. В. Бабенкова, И. В. Радченко, Е. П. Кузьмичкина и другие.

Беседа получилась плодотворной и познавательной. И хотя мнения по разным вопросам высказывались совершенно противоположные, всё же в одном участники диспута были единодушны – единый учебник по истории Отечества необходим. Он сплотит наш народ. Как сплотила зимняя олимпиада в Сочи. Как сплотило возвращение Крыма в состав России. И как 69 лет назад наш народ сплотила Великая Победа.

С. СЕМЁНОВ.

Фото автора.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир