С корабля современности

3OSPJfvhI9CP5JIU3oTB1g

Современная школа шагнула далеко вперёд. Доказательств этому множество, особенно стоит говорить о главных предметах отечественной школы — русском языке и литературе. Всем известно, что сегодня, изучая русский язык, школьники уже с первой ступени начинают готовиться к ЕГЭ и быстро осваивают системность подачи материала, тесты, новые «законы» написания сочинений.

У взрослых же аббревиатура гос-экзамена вызывает негативные эмоции, страх. Но я за ЕГЭ! Если готовить детей к этому испытанию своевременно и правильно, можно добиться больших результатов. Тем более, что у наших чад всё в порядке с логикой, шире их кругозор и осведомлённость по жизненным вопросам, они легко и быстро осваивают всё новое. Современные дети понимают, что должны вырасти конкурентоспособными людьми, умеющими доказывать свой взгляд на вещи, заинтересовать окружающих, повести за собой, быть полезными для общества и государства. Отчасти это всё подразумевает часть С. экзамена (сочинение на публицистическую тему). Здесь выпускник должен чётко выделить проблему текста, прокомментировать её, доказать позицию автора и свою собственную, подкрепив её примерами из жизни и читательского багажа. Согласитесь, это как раз то, что пригодится во взрослой самостоятельной жизни. Я всегда говорю своим ученикам так: «Представьте, что вы пишите не сочинение, а готовите отчёт о проделанной работе или доклад по совершенно новой теме, и у вас всё получится!». С уверенностью могу сказать, что многие учителя Шпаковского района и Ставропольского края согласятся со мной: ЕГЭ бояться не нужно. Важно правильно готовить детей к этому экзамену и изменить методику преподавания учебных дисциплин «русский язык» и «литература», что отлично получается у наших педагогов.

Сложности, конечно, есть. Дети мало читают… Недавно российских учителей взволновали изменением школьной программы по литературе. Из неё целиком или полностью убраны И. А. Крылов, А. Н. Радищев, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов,
Н. В. Гоголь, поэты пушкинской поры, в том числе Е. А. Баратынский,
К. Ф. Рылеев, А. В. Кольцов,
И. С. Никитин, А. К. Толстой,
А. Н. Майков, Н. С. Лесков,
а также советские авторы
И. С. Шмелёв, В. И. Белов,
К. М. Симонов, М. В. Исаковский, Н. М. Рубцов. И вместо них добавлены В. П. Аксёнов, А. Т. Гладилин,  Ю. О. Домбровский, В. С. Мака-
нин, В. П. Некрасов, В. О. Пелевин, А. Н. Рыбаков, Ю. С. Рытхэу,
Л. Е. Улицкая и А. И. Эппель. Конечно, менять программу надо. В литературе появились новые имена, новые стили. Но насколько продумана такая реформа и подборка новых авторов?

Государство, обучая детей, всегда ставило перед собой политические задачи. При советской власти учеб-
ники наполнялись произведениями, которые демонстрировали жестокость капитализма, героизм советских людей. Сегодня это место займут книги, советскую власть разоблачающие, взывающие к толерантности. Но если хотят показать школьникам определённый истори-
ческий период посредством субъективной трактовки его тем или иным писателем, то лучше с этим справится учебник истории. А если на уроках литературы должны формировать определённое отношение к тем или иным событиям, формировать сам характер ученика, в том числе патриотические взгляды, о чём по-прежнему говорит Министерство образования, то это должны быть книги и близкие, и полезные ребёнку, подростку.

И что я считаю настоящим ударом по литературному образованию, это исключение из программы «Тараса Бульбы». Давно страдали либералы от нетолерантности классика, от его гимна русской силе, от неприятия предательства. Но тут уж они бессильны – «Тараса Бульбу» будут читать в любом случае. Есть классика, образы которой и ныне вызывают эмоциональное сопереживание персонажам старых книг. И когда читаешь, словно наблюдаешь за современниками. Яркому впечатлению не мешают архаические реалии ушедшей эпохи…

Да, перемены в программе нужны. Но для того, чтобы в ней были представлены писатели разных убеждений и направлений, необходим взгляд беспристрастный и смелый, а где вы найдёте такого чиновника? Я бы добавила в программу романы А. Проханова – например, «Идущие в ночи», рассказы В. Дёгтева, поэзию Т. Зульфикарова, А. Витухновской, что-то из сочинений Э. Лимонова, И. Бояшова, З. Прилепина. Не все из них мои единомышленники, но с их произведениями кругозор школьников стал бы шире, а пока детям стараются показать только одну сторону медали, рекламируют только одну политическую систему. Контролируют будущее России, воспитывая на чужих неврозах, ненависти к сильному государству, пиетете перед Америкой, приятии всех инородных традиций.

Наша задача – дать детям тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Ведь настоящее богатство каждого человека – это то, что внутри нас.

А ребятам, которым скоро сдавать ЕГЭ, я хочу пожелать успехов! Вы обязательно справитесь! И помните слова великого классика Н. В. Гоголя: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..»

Н. ФЁДОРОВА,

учитель русского языка и
литературы МКОУ «Лицей № 2».

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир