Книга учит, воспитывает, лечит

iiii1

25 марта работники культуры отметили свой профессиональный праздник. Библиотеки – неотъёмлемое звено отрасли культуры. Именно в их стенах читатель черпает дополнительные знания, повышает свой образовательный уровень, обретает духовность. Время, конечно же, вносит свои коррективы и в данную сферу деятельности и весьма существенно меняет её.

Чем дольше работаю библиотекарем, тем больше убеждаюсь в том, что профессия наша сродни профессии психолога. Во-первых, мы имеем дело с людьми, нашими читателями, и устанавливаем с ними тесный контакт. Во-вторых, нашим  рабочим инструментом является книга, которую мы предлагаем или выдаём по запросу читателя. И чтобы предложить то, что, несомненно, заинтересует человека, необходимо понять его характер, его душевные устремления, культурные запросы. А это и есть исследовательский, психологический процесс работника «храма знаний» или, «склада ума», как ещё частенько называют наши библиотеки.
Психологическая составляющая имеется во всех видах библиотечной деятельности. Надо знать психологию личности, психологию  её деятельности, психологию общения,  в том числе психологию  работы с текстом. Большинство библиотекарей, я уверена в этом, даже и не представляет, что это такое. Работа ведётся по старинке, что, в свою очередь, делает её и самих библиотекарей малозаметными.

— Центром библиотеки, — писал книговед, библиограф и писатель Николай Рубакин, — является не книга, а живой человек и социальный коллектив.

Соответственно этому он в своих трудах «Среди книг» и «Психология читателя и книги»  формулирует и цель каждой библиотеки: это «вооружение читателя знанием, пониманием, активным настроением в работе над самообразованием». «Библиотека, — говорил писатель, — это не место для пассивной выдачи книг читателю, где отпускают товар в лавке. Это оружие, и оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию, борьбе».

Наш  учитель и наставник прав, поскольку главное в таком творчестве, это то, что люди при чтении и осмыслении книги сами создают свои положительные реальности посредством мыслей. Читатель —  не биоробот, а  человек, который находится одновременно во многих  реальностях — в прошлом, настоящем, будущем. Прежде всего, книги помогают  нам найти выход из самой сложной ситуации и провести самоанализ прожитого.

Библиотечная профессия всегда тяготела  к системе психологических знаний, однако слабо или вообще  не использовала их в библиотечном образовании. Н. А. Рубакин, в частности, много внимания уделял влиянию различных «психологических способностей» на выбор книги и на отношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональный обще-психологический подход к исследованию художественного восприятия не совсем был принят и позднее активно критиковался как психологами, так и библиотековедами, что, в свою очередь, повлекло за собой торможение в этой отрасли.

В современной России сформировалась чрезвычайно сложная социальная ситуация. Население разделилось на богатых, бедных, нищих. Недовольство условиями жизни подавляющего большинства населения растёт, что дестабилизирует общественную жизнь. Многие из наших сограждан нуждаются в психокоррекции мышления и поведения. Сегодня читатели идут в библиотеку не только и не столько за информацией, сколько за успокоением и утешением, за психологической помощью. Поэтому значимость библиотерапевтического эффекта художественной литературы в современных условиях  резко возросла. Но большинство наших коллег остаются «глухими» и «слепыми». И поэтому чрезвычайно актуальным стало такое направление работы библиотек, как библиотерапия. Если бы большинство библиотекарей обратило внимание на эту важную, острую проблему и занялось глубоким изучением проблемы, а затем практикой, то во многих библиотеках  в несколько раз увеличилось бы число читателей.

Активному научно-психоло-гическому изучению чтения художественной литературы положили начало А. П. Нечаев, А. Ф. Лазурский и Н. А. Рубакин. Последний, как уже упоминалось, разработал свою теорию библиопсихологии.

Библиотерапия основана на утверждении, что художественная литература воздействует на психику человека, и тем самым изменяет физиологические и патологические процессы в его организме, лечит с помощью специально подобранных книг с учётом психологических особенностей читателя. Вот почему библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечение различных соматических и психических заболеваний, неврозов. Целенаправленное лечение чтением может «иметь успокаивающее действие, но оно может быть и средством тонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Оно может выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым», — так писал И. П. Кутанин, одним из первых в России поставивший вопрос о применении библиотерапии. В дальнейшем он преду-преждал о том, что чтение может и навредить, внести разлад в психику, и не рекомендовал книги, требующие особого умственного напряжения, с преобладанием мрачного пессимистического содержания,  эмоционально перевозбуждающие.

Само понятие «библиотерапия» ранее в основном рассматривалось как лечение книгой. Именно художественная литература воздействует на психику человека и тем самым изменяет физиологические и патологические процессы в его организме.  С помощью специально подобранных книг с учётом психических особенностей читателя библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечение. Библиотерапевтический эффект может исходить не только от чтения художественной литературы, но и от самого широкого круга материалов: журналов мод, газет, учебников, научных книг, энциклопедий и словарей. Наряду с художественной литературой можно использовать поэзию, литературу по интересам. По существу библиотерапевтический эффект художественной литературы необходим тем, кто временно нуждается в особом внимании в связи с какими-то проблемами.
А. Е. Алексейчик в «Руководстве по психотерапии» предлагаёт перечень жанров литературы, расположенных по степени их важности для библиотерапии, и даёт им краткие характеристики. А с точки зрения Н. А. Рубакина, человек читает те художественные тексты, которые по психологическому наполнению соответствуют ему как личности. Мы в этом убедились на наглядных примерах взаимоотношений с читателями, как со взрослыми, так и с детьми.  Хочу отметить, что только терпение, внимательность и высшая степень доброжелательности приносят свои результаты. Обращайтесь со своими читателями так, как вы хотели бы, что бы они обращались с вами.

В свою очередь, авторы вышеназванных книг утверждают, что лечебный эффект базируется на узнавании пациентом своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в нём образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. Чем более похожи герой и ситуация, описанная в художественной книге, на обстоятельства и характер читающего, тем сильнее, по мнению сторонников этого подхода, будет терапевтический эффект.

Библиотерапия часто используется в социальной работе с группами или групповой терапии и, как правило, достаточно эффективна при работе с людьми всех возрастов, с больными, как госпитализированными, так и с амбулаторными, а также со здоровыми людьми, желающими использовать литературу как средство личного развития и самосовершенствования. Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работы является выявление через чтение механизмов конкретного выхода из проблемы. При рекомендации литературы можно сделать упор на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. При этом общаться нужно на равных, беседа должна быть непринуждённой и ненавязчивой, нужно сделать так, чтобы человек забыл о том, зачем он сюда пришёл. Это должно быть отвлечённым разговором друзей о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Например, библиотерапевт должен “зацепиться” за читательские привязанности того, с кем он разговаривает, и работать “вокруг” них. При этом, естественно, он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами, ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. Говоря о библиотерапии, следует отметить, что она требует от библиотекаря больших душевных затрат, терпения, доброты, понимания читателя и доверия к нему. Библиотекарь-библиотерапевт – это педагог и психолог, аналитик и дипломат, информатор и воспитатель. Но все трудности с лихвой окупаются осознанием своей профессиональной востребованности и творческими достижениями, незначительными со стороны, но такими важными для самих читателей и библиотекаря.

Ясно одно – тема библиотерапии в работе библиотек очень актуальна,  имеет широкий круг адресатов и весьма широкие возможности. Свою библиотеку мы провозгласили территорией добра и милосердия.

И напоследок, нам приятно осознавать, что круг читателей ширится и они всё чаще обращаются к книгам по психологии.   Опыт проделанной нами работы заставляет нас двигаться дальше, обдумывать новые перспективные планы, искать новые подходы в библиотерапевтическом обслуживании населения.

А. Ломакина,

заведующая Верхнерусской сельской библиотеки.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир