Подвижники

Артефакты истории развития человеческой цивилизации убедительно свидетельствуют о том, что с момента,  когда человек из прямоходящего стал человеком разумным, он осознал своё место в окружающем мире и захотел запечатлеть все его прелести посредством выразительных средств. Первая наскальная живопись, примитивные музыкальные и рисовальные инструменты, первые попытки мелодической передачи звука – это то самое состояние, которое можно выразить сакраментальным «Остановись, мгновенье, ты – прекрасно!».

С тех давних пор культурное восприятие мира является главной отличительной чертой поистине венца природы – человека. Сколько шедевров подарил нам человеческий гений, сколько ещё подарит, обогащая наш мир красотой, духовностью и нравственностью.

DSC_5442

Но чтобы взрастить талант, дать ему возможность расцвести и выразиться, необходимо затратить колоссальные силы и знания наставника. И как часто это бывает, восторгаясь гениальным творением, мы забываем о   том, кто, как говорится, водил рукой творца – наставник, учитель, он остаётся в тени своего ученика, при этом не требуя взамен ни благодарности, ни лавров, ни славы, хотя достоин их не в меньшей степени, чем сам гений.

Таких наставников и учителей в нашем районе очень и очень много, они работают в музыкальных и художественных школах, в Домах культуры, в библиотеках, в центрах детского творчества.  Сегодня, в канун их профессионального праздника, именно о них наш рассказ.

Небольшой сельский Дом культуры едва ли может сравниться с обширными и богатыми апартаментами своих собратьев из больших городов, но зато нисколько не проигрывает им в содержании и формах работы с населением. Здесь бьётся пульс общественной жизни поселения, с раннего утра и до позднего вечера здесь рождается чудо: концертная программа, отдельный концертный номер, создаётся тот или иной творческий коллектив, которому суждено стать властителем сердец своих земляков.
Молодая выпускница краевого колледжа искусств Елена Мураева с дипломом педагога-хореографа долго не раздумывала над будущим местом своей постоянной работы. Узнав, что в селе Верхнерусском есть вакансия, решила именно здесь воплощать в жизнь свои творческие замыслы. С той поры уже 11 лет минуло, первые воспитанники новоиспечённого хореографа уже успели выйти в самостоятельную жизнь, обзавестись семьями. А Елена Александровна по-прежнему работает в стенах ставшего родным Дома культуры, выводя на сценические подмостки всё новых и новых поклонниц Терпсихоры.

DSC_5413

Сегодня талантливый педагог руководит сразу тремя танцевальными коллективами. Старшая группа с красивым названием «Аленький цветочек» уже добилась заслуженных наград на всевозможных фестивалях и конкурсах, но самые горячие отклики и восторженный приём ребята встречают в родном селе. Средняя группа «Бусинка» и младшая «Капелька» пока ещё только в начале своего творческого пути, большую часть времени ребята проводят у хореографического станка, осваивая азы хореографии, тем не менее, тоже выходят на большую сцену и с упоением выполняют сложнейшие танцевальные па и пируэты. Елена Александровна разрешила нам, журналистам районной газеты, заглянуть в святая святых своей творческой кухни в репетиционный зал.  У балетного станка ученица Верхнерусской средней школы Полина Квачёва вместе со своей наставницей разучивала танцевальное движение из нового танца, включённого в концертную программу, которую покажут зрителям в ближайшее время. Поля очень любит танцевать, с удовольствием ходит на репетиции (в этой любви к танцу её поддерживает мама), не боится физических нагрузок, неизбежных в таком деле, и очень гордится своим педагогом. В этом девочка не одинока, её восхищение талантом Елены Александровны
разделяют и руководство ДК, и руководство районным отделом культуры, и жюри различных мероприятий, на которых выступают её воспитанники, и, безусловно, зрители. А нам приятно отметить, что в конкретном случае, вклад наставника в воспитание учеников отмечен по достоинству.

DSC_5428

Детская музыкальная школа с. Пелагиады – одна из старейших в нашем районе, за её плечами более 30 лет существования. Главная задача учреждения – дать основы музыкальной грамоты ученикам – в полной мере достигается талантливыми педагогами, которых в самом широком смысле этого слова можно назвать подвижниками. Судите сами. Системе общего образования государство уделяет первостепенное внимание (что естественно), выделяя на её развитие колоссальные средства, а вот система дополнительного образования и культуры в целом как отрасли, к которой относятся и музыкальные школы, остаётся в тени и как правило денег здесь  весьма недостаточно. А ведь давно известно, что именно  культура является определяющим фактором в становлении этноса как народа, а не просто населения той или иной страны. Бескультурным человеком легко управлять, навязывать чуждые ему идеи, мысли и т. д. Поэтому надо ценить тех,  кто своим трудом, талантом, честным и добросовестным отношением к любимому делу сеет разумное, доброе, вечное, то есть то, на чём держится человеческая цивилизация. Таких, например, подвижников, что стояли у истоков зарождения Пелагиадской музыкальной школы, ее богатейших традиций –тем, кто своим трудом, талантом, честным и добросовестным отношением к любимому делу сеет разумное, доброе, вечное, то есть то, на чём держится человеческая цивилизация. Иначе через пару десятков лет делать это (по крайней мере, в нашей стране) будет некому.

К таким подвижникам относятся супруги Тереховские, основоположники сельской хореографии, их последователи Т. В. Сысоева, В. А. Епринцев, работавшие здесь в разные годы, и теперешние педагоги – Ольга Александровна Молодецкая (педагог по классу фортепиано), Анна Александровна Гарягина (теория музыки, хормейстер), Ирина Анатольевна Суслина (фортепиано), Юрий Васильевич Посошков (гитара), директор школы Дина Анатольевна Ступина. Школа выполняет роль своего рода культурного центра, открыв на своей базе дополнительные классы: хореографический, изостудию. Здесь же создано несколько творческих коллективов, которые принимают самое активное участие в культурной жизни поселения и района.

Человек, обладающий творческими способностями, в особенности, если он музыкант или художник, для сельских жителей всегда оставался  фигурой значительной, не такой как все. Его старались окружить заботой и вниманием, с пониманием относились к его житейским проблемам. Такое отношение сохраняется и сейчас. Например, рассказала нам директор школы, районные и местные власти помогли с ремонтом кровли и фасада здания, выделили средства на частичный ремонт внутренних помещений. Предполагается выделение дополнительных средств в текущем и следующем году на завершение капитального ремонта.

Сам образовательный процесс в школе находится на высоком уровне, о чём свидетельствуют многочисленные награды, дипломы, благодарственные письма и почётные грамоты, педагогический коллектив слывёт высокопрофессиональным, вот только учить ребятишек скоро будет не на чем: музыкальные инструменты давно отслужили свой век, приобрести новые нет возможности, спонсоров у школы нет, так что рассчитывать приходится на свои скромные средства, покупать необходимый инструмент за свой счёт, как это сделал Ю. М. Посошков, приобрёв для школьного ансамбля ударную установку.

И всё же, несмотря на грустную нотку в нашем повествовании о буднях культработников, мне хотелось бы ещё раз отметить их великое трудолюбие, огромный талант, способность творить подчас не благодаря, а вопреки, умение оставаться великодушными, щедро делиться своим талантом с окружающими.

М. Петренко.

Фото Я. Конотопца.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир