Что такое стандарты нового поколения? Непосвящённый в тонкости образовательного процесса человек вряд ли сможет внятно объяснить, поэтому с этим вопросом мы и обратились к компетентному специалисту, руководителю методического объединения учителей начальных классов средней школы №10 п. Цимлянский Галине Александровне Климовой.
Урок английского языка во 2-м классе подходит к концу, но и ученики и учитель всецело заняты работой. Ребята старательно выводят английские письмена в своих тетрадях (о них мы ещё поговорим), педагог внимательно следит за учениками и при первой же необходимости спешит на помощь. Но вот звонок возвещает об окончании урока, ребята уходят на перемену, а мы с Галиной Александровной пытаемся разобраться в современной системе образования.
— Что же такое стандарты нового поколения?
— Второй год наша школа работает по программе «2100», целью которой является развитие способностей ученика посредством технологий проблемно-диалогового обсуждения. То есть существенно изменилась методика преподавания предметов. Если раньше учитель приходил в класс, перед ним стояла задача раскрыть определённую тему и закрепить её в сознании ребят через серию стандартных приёмов: повторение, закрепление, выполнение домашнего задания. В этой системе взаимоотношений «учитель-ученик» последнему отводилась роль ведомого (скорее, пассивного нежели активного), то теперь взаимоотношения строятся на партнёрской основе, где учитель выступает в роли собеседника, готового не только выслушать точку зрения ученика по обсуждаемой теме, но и побудить его к аналитической работе, поставить конкретные вопросы и дать столь же конкретные ответы. Создаётся некая учебно-ситуационная модель, которая наиболее интересна обучающимся, дающая им возможность полноценно работать и снимать все недопонимания и неясности как бы самостоятельно. Ценность нового образовательного стандарта заключается в том, что он позволяет учебный процесс наполнить творческими моментами, повысить самооценку ученика.
— Поговорим о тетрадях. Они разительно отличаются от тех, по которым учились многие поколения школьников. Теперешние тетради – это настоящее произведение искусства.
— Прежде всего они многофункциональны и представляют собой этакий мини-учебник, где располагаются задания в тестовом формате, а также поле для их выполнения. Ну и кроме того, они очень привлекательны в плане оформления. Ребёнку интересно работать, тетрадь превращена в полноценный методический и творческий учебный полигон.
— И как дети освоились в новых для себя условиях?
— Прекрасно. Если учесть, что современный ребёнок быстро адаптируется ко всем новшествам технического и информационного прогресса, то образовательные стандарты второго поколения позволили выявить самые сильные стороны ученика и дают возможность быстро развить их.
Достаточно посмотреть на портфолио наших учеников, чтобы убедиться: качество образования современных школьников намного выше, чем ещё совсем недавно, поскольку обогатилось новыми коммуникативными свойствами. Сегодня учащиеся начальной школы активно участвуют во всевозможных образовательных проектах как общешкольного, так и районного, краевого, всероссийского и даже международного масштаба, таких, например, как олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок» или конкурс по различным предметам «ЭМО- специальность». Проведённый мониторинг выявил уровень знания 14 учеников 2-го класса, осваивающих английский язык, следующим образом: у 9 ребят он высокий, у 5 — средний.
— Внеклассная деятельность, думаю, также способствует развитию творческих возможностей ребёнка, стимулирует его к более продуктивной работе во время урока?
— Безусловно. Здесь мы можем предложить детям различные спецкурсы, кружки по интересам, спортивно-оздоровительные секции, творческие студии и т.д. Цели, которые мы, педагоги, ставим перед собой и детьми, тоже достаточно амбициозны: воспитание духовно-нравственных, интеллектуальных качеств и социальную адаптацию в окружающем мире. Например, младшеклассники через такие акции, как «Добрые дела», «Покорми птичку», учатся добру, сопереживанию, ответственности. Причём эти чувства распространяются у ребят не только на тех, кто слабее и младше, но и на тех, кто уже в силу своего возраста нуждается во внимании и поддержке. Так, ребята взяли шефство над учителями-ветеранами, часто навещают их, приглашают к себе на открытые уроки, праздничные мероприятия. Всё это говорит о том, что целостная система современного российского образования (непосредственно учебный процесс и внеклассная работа) сегодня дают хорошие плоды.
М. Петренко.
Фото Я. Конотопца.
Свежие комментарии