Интервью с тренером Марина Сугань: «Вся красота в гимнастике!»

DSC_0330[1] FT1R3381

В канун Всероссийского дня гимнастики, который отмечался 25 октября, мы поговорили с тренером-преподавателем по художественной гимнастике МБОУ ДОД ДЮСШ Шпаковского района, мастером спорта Мариной Сугань. Она рассказала,  что собой представляет этот вид спорта, включённый в олимпийскую программу, с какого возраста можно им заниматься, о чём должны знать родители, записывающие детей в секцию, а также о том, какие проблемы, связанные с детским спортом, существуют в г. Михайловске.

— Марина Евгеньевна, как вы пришли в художественную гимнастику?

— У меня была очень интересная история. Спортом  начала заниматься с первого класса. Я училась в Ставрополе в 11-й школе, и сначала прыгала на батуте, а потом стала заниматься спортивной гимнастикой. Но так как в этом виде спорта больше важна сила, а не пластика, у меня дело не пошло.

Но в нашей школе училась девочка, которая занималась художественной гимнастикой, и вот её преподаватель, заслуженный тренер РФ и СССР Эмма Овсянникова пригласила меня. Я пришла в художественную гимнастику аж в седьмом классе! Но у меня подготовка какая-то была.

— С какими трудностями вы столкнулись?

— Мне тяжеловато было перестраиваться и учиться работать с предметом. Ведь здесь большую роль играет координация. А это нужно было сделать, и чем раньше, тем лучше. Потому что я уже была «старушка». Прийти в гимнастику в седьмом классе – это поздно, но у меня были хорошие данные – гибкость, растяжка.

И тренер, и сам вид спорта мне очень понравились. Я просто не понимаю, как можно не влюбиться в художественную гимнастику?! Это очень красивый вид спорта, который со временем стал ещё ярче. Раньше нам не разрешалось расшивать костюмы блёстками или пайетками, а сейчас – можно. Смотришь на выступающих и радуешься: какая красота! Лучше нашего вида спорта нет! Есть, конечно, и другие, близкие нам по духу – синхронное плавание, спортивная гимнастика, фигурное катание. Но для девочек художественная гимнастика– это самый лучший вид спорта. Это и осанка, и походка…

— Когда вы начали работать с детьми?

— В 1995 году Андрей Мишустин, директор ДЮСШ, пригласил меня работать в отделение гимнастики. Поначалу, конечно, было тяжеловато. Этого зала не было (малый зал в духовно-просветительском центре им. Александра Невского), мы занимались в подвальном помещении  школы №1. И только потом пришли сюда. Скажу честно, в таких условиях очень сложно тренироваться. И если работать по программам кандидатов в мастера спорта и перворазрядников здесь ещё как-то можно, то для подготовки мастеров спорта нужна соответствующая база.

Хотелось бы, чтобы родители получали больше информации о детском спорте. Только представьте — не зная о том, что в нашем городе есть ДЮСШ, а тем более секция гимнастики, многие родители возили детей в Ставрополь!

— С какого возраста и до скольки лет можно заниматься гимнастикой?

— Художественной гимнастикой начинают заниматься с четырёх лет, как правило.
И лучше, когда в группе все детки одного возраста. Тогда с ними намного легче работать. Но в этом году я взяла в группу детей пяти, шести и даже семи лет. Некоторые родители очень сильно просили записать первоклашек. И если у них будет настойчивость и желание заниматься, то — почему бы и нет. Гимнастика – это же колоссальный труд! Вот доходим до шпагатов, все начинают капризничать. Прыгать, бегать, делать упражнения со скакалкой, с обручем ещё как-то нравится им, а шпагаты – уже проблема.

Плюс ещё у детей должны быть данные. Например, «мягкие» ножки, поддающиеся растяжке. У кого это есть, тем полегче. Но есть характерные девчонки. В том смысле, что если у неё твёрдый характер, то она упрётся и будет стараться делать не хуже той, у которой есть способности.

А уходят из гимнастики, в основном, в возрасте 19-20 лет. Расцвет спортсменки приходится на 16-18 лет. Когда девчонки чувствуют музыку, и уже по-взрослому, красиво работают. Но сейчас ещё есть эстетическая гимнастика. Там предметной работы нет, просто синхронное исполнение. В количестве 8-12 человек в группу набирают уже взрослых девочек 17-18 лет. Эстетическая гимнастика – это некое продолжение художественной гимнастики.

— Вы сразу видите, есть ли у юной спорт-сменки способности к художественной гимнастике? И если данных нет, говорите ли вы об этом родителям?

— Конечно. У одной моей девочки, которая только начала заниматься, очень хорошие данные. Я сначала думала, что она уже где-то занималась. Но нет, есть врождённые способности у детей. А если нет – я говорю, конечно, родителям об этом. Надо же быть честными. Но они отвечают, что будут продолжать заниматься для общего развития. Потому что нужна красивая осанка или, например, чтобы устранить небольшую косолапость. И гимнастика всё это исправляет, если трудиться, конечно.

— Сколько времени уходит на занятия? Получается ли у детей совмещать учёбу и спортивные занятия?

— Да, совмещать учёбу со спортом у девочек получается. Многие из них являются хорошистками и отличницами в школе.

На начальную подготовку отводится шесть часов в неделю. Второй год обучения – девять часов, и с каждым годом количество часов прибавляется. Но, конечно, чтобы чему-то научиться, нужно ходить каждый день. Три раза в неделю – это очень мало. Тем более, если ребёнок одарённый и родители не против его занятий спортом. Но, повторюсь, хотелось бы, чтобы условия для занятий художественной гимнастикой были лучше. К сожалению, у нас в городе нет ни одного детского спортивного зала, строят только магазины. А для нашего вида спорта обязательна большая площадка, ведь гимнастка должна и бросать предметы, и вращения делать. Сейчас мы занимаемся в залах 13 на 13 и 6 на 11 метров и можем проходить только начальную подготовку.

А мои воспитанницы, кстати,многие из которых институты окончили и даже спортфак, не хотят с детьми работать, идут в фитнес, аэробику, йогу. Наверное, потому что детский спорт никто не поддерживает.

— Какими качествами должна обладать гимнастка?

— Трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость. Но трудолюбие, конечно, самое главное. Работай, отрабатывай, у нас просто так ничего не получится. Пока сто потов в зале не сойдёт, результата не будет. Безусловно, важна уверенность в себе, воля к победе, и когда гимнастка выходит выступать на соревнованиях, она не должна растеряться под пристальным взглядом строгих судей и зрителей. Очень важен психологический настрой на выступление. Есть дети, которые трудятся-трудятся, а выступать не умеют. Задача тренеров – научить их не бояться, держаться уверенно и выкладываться на соревнованиях на все сто.

— Наверняка в художественной гимнастике, как и во всех видах спорта, происходит «естественный отбор». Много ли детей остаётся заниматься?

— Остаются те, кто выдерживает. Это тот же труд, как и везде, как в школе. Остаются те дети, которые заинтересованы, плюс ещё работа родителей. Ну, в основном «сбегают» после 14 лет. В этом году, например, из 10 класса никого нет, а в прошлом году было восемь девочек.

— Разрешается ли родителям присутствовать на тренировках?

— Я желала бы показательные занятия проводить чаще. Но так как у нас залы небольшие, а посмотреть на своих детей хотят все: и бабушки, и дедушки, и мамы, и папы, делать это крайне затруднительно. Особенно, учитывая, что одна группа состоит из двадцати четырёх человек. Поэтому и детки, и родители просто не поместятся. А так, мне кажется, проводя показательные выступления, люди бы больше информации получали и знали бы, что у нас есть гимнастика, как она ведётся и каких результатов достигают дети.

— Я слышала, что художественная гимнастика считается дорогим видом спорта. Это так?

— Да. Во-первых, это одежда. Родители должны сшить два костюма для выступ-лений. Потому что, как правило, ребёнок работает без предмета и с предметом. То есть, по возможностям родителей, на каждый выход должен быть свой костюм. Во-вторых, спортивный инвентарь очень дорогой, если покупать профессиональные предметы. Даже гимнастические получешки, в которых дети занимаются, стираются моментально. У нас же вращение идёт только на полупальцах,поэтому дырочки на обуви появляются очень часто. А такие полутапочки стоят не дёшево. Ну и все выезды на соревнования оплачивают тоже родители.

— В Шпаковской ДЮСШ помимо отделения художественной гимнастики есть и другие секции: дзюдо, бокс, спортивная радиопеленгация, футбол, волейбол. Скажите, почему из всех этих видов спорта стоит выбрать именно гимнастику?

— Потому что это красиво! Даже когда проводятся какие-то показательные выступления, это всегда делается красочно, ярко, артистично. Гимнастика – это красота и грация. Сразу видно, когда гимнастка идёт– идеальная осанка и походка. Но опять же, это зависит от стараний самой спортсменки и поддержки родителей. Я сама прошла через это. Бывает, что устала, нет сил, но без гимнастики не могу. Так и у них тоже. Родители рассказывают, девочки придут домой после тренировки, жалуются, что устали, а спустя 20 минут уже начинают и то делать, и это, повторять упражнения. Значит, желание заниматься, желание выступать есть. И характер формируется у детей.

— Каких успехов добились ваши воспитанницы?

— Мы ездили в июне в Сочи на турнир по художественной гимнастике «Черноморочка». Выступали с групповым упражнением. Такой номер одновременно и сложно, и просто сделать: все дети организованны и задействованы, но если одна девочка заболела, то группа уже распадается. На соревнованиях в групповом упражнении гимнастки мои заняли первое место. Там участвовали дети со всего Юга России. Проводятся такие турниры летом для того, чтобы дети не только выступили, но и отдохнули. Вот мы там позагорали ещё два дня и с хорошим настроением приехали домой.

А в этом месяце ездили в Нефтекумск на открытый турнир «Степные звёздочки». Директор местной спортивной школы Ольга Аветисова ежегодно организовывает эти соревнования, на которые съезжается много детей из Владикавказа, Нальчика, Ставрополя, Ростова, Краснодара и других городов. Мы съездили удачно и заняли призовые места. Моя самая юная гимнастка Софья Проскура (1 класс, школа № 24) заняла 3 место в индивидуальном упражнении без предмета, Алина Логвинова
(3 класс, школа № 4) – 1 место, Арина Сасонская (5 класс, школа № 1), выступавшая по первому взрослому разряду – 2 место, Катя Мартусенко (2 класс, школа № 30) в индивидуальном упражнении заняла 2 место, Ариана Смыкова(3 класс, школа № 24) – 3 место, Даша Сироткина (3 класс, школа
№ 30) – 3 место и Алина Белецкая (2 класс, школа № 24) – 2 место.

Сейчас готовимся к ежегодному краевому турниру «За мир на Кавказе», который проводится в г. Лермонтове. Туда съезжается около 200 человек из края и других городов России. Я повезу девять гимнасток. Будем участвовать и в индивидуальных, и в групповых упражнениях.

А если говорить об успехах воспитанников в целом, то у меня более 15 кандидатов в мастера спорта и более 20 гимнасток получили 1 разряд по художественной гимнастике.

— Какой совет дадите родителям, которые решили, что их ребёнок будет заниматься художественной гимнастикой?

— От родителей зависит очень многое. Во-первых, хочу пожелать, если записали ребёнка на гимнастику, чтобы водили на занятия и не пропускали. А то бывает, сначала придут: «ой, мы так хотим заниматься», а потом то туда уехали, то сюда. Нет, если вы начали ходить, значит надо ходить и работать не только в зале, но и дома. Обязательно. В общем, относиться к спорту серьёзно. И чтобы родители уделяли время детям: проверяли, выполнил ребёнок упражнение или нет. Хочется, чувствовать поддержку с той стороны тоже. Во-вторых, родители должны быть готовы к тому, что свободного времени у ребёнка будет мало. Но ведь это того стоит – вся красота в гимнастике!

И. ВАВИЛОВА

Фото из архива А. Белецкой.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир