Прямодушный и храбрый вояка

истоки

Увы, но сведений об одном из покорителей Кавказа — Сергее Алексеевиче Булгакове, вплоть до начала его службы в 1756 году, практически нет. Единственное, что известно о его происхождении, это то, что отцом его был Алексей Иванович Булгаков, действительный статный советник, первоприсутствующий в обер-егермейстерской конторе при императрице Екатерине II.

В каких именно полках служил Сергей Алексеевич, также неизвестно, но есть сведения, что в 1789 году, 14 апреля, Булгаков получил чин генерал-майора и был назначен начальником одного из отрядов, созданных специально для того, чтобы прикрыть главную черкесскую дорогу от нападения турок. В том же году турецкие войска захватили Анапу и Суджук-Кале.

В 1790 году генерал-майор Булгаков был назначен командиром одного из трёх отрядов, направленных против турецких войск, двинувшихся на Кубань под предводительством Батал-Паши. 22 июня 1791 года Сергей Алексеевич был в числе освободителей Анапы, за что получил награду — орден св. Георгия III-й степени — «Во уважение на усердную службу, мужественные поступки и отличную храбрость, оказанныя во время взятия штурмом корпусом под начальством генерала Гудовича города Анапы с истреблением находившагося там неприятеля».

На этом военные подвиги Булгакова не закончились. Храбрый и прямолинейный, умевший правильно организовать бойцов, он брал врага штурмом, без страха и сомнений. Ему сдался Шейх-Мансур, а затем была захвачена крепость Суджук-Кале, где Булгаков уничтожил все укрепления. Этот поход оказался для Сергея Алексеевича решающим, и по возвращении из него, в 1792 году, он был назначен командиром правого фланга Кавказской линии. Почти весь 1793 год новый командир провёл в военных походах против нападений на пограничную линию обывателей Большой и Малой Кабарды. В 1794 году Булгаков отличился, захватив фирман турецкого султана, призывающего к восстаниям горцев против России. В 1796 году генерал-майор был назначен командиром одной из восьми отдельных частей отряда, сформированного для похода на Дербент. И здесь командир отличился. Уже в апреле он был со своей частью в Тарках, прошёл через труднопроходимые горные дороги и обложил Дербент. Уже 10 мая Шейх-Али сдался. За этот подвиг Булгакову был дан орден св. Анны I степени. Совершив ещё несколько военных подвигов, Сергей Алексеевич заслужил чин генерал-поручика и взял на себя командование 19-й пехотной дивизией.

Но он был не только храбрым воином. Булгаков активно содействовал переселению казаков на новые земли и строительству новых станиц. В то время часто происходили стычки между казаками, живущими по берегу Терека, и каранагайцами из-за земель. И именно Булгакову было поручено проложить черту и окончательно решить земельный вопрос, чтобы прекратить ссоры между народами.

В 1801 году Сергей Булгаков был одновременно произведён в генералы и уволен со службы. В отставке он пробыл вплоть до 1806 года, когда по ходатайству главнокомандующего войсками на Кавказе графа Ивана Васильевича Гудовича вновь вернулся на службу командующим войсками на Кавказской линии.

Булгаков приступил к службе с особым рвением. Он активно боролся с разбойничьими набегами кабардинцев и черкесов на русские селения и казачьи станицы. Известен такой случай. В Баку предательски был убит князь Цицианов. Гудович приказал Булгакову наказать бакинцев. Войско направилось к городу. Остановившись у стен Баку, Булгаков предложил горожанам сдаться на милость государя, в противном случае город был бы разрушен. Бакинцы встретили войско за пределами города и вручили Булгакову ключи от Баку. Придя в город, генерал торжественно перезахоронил тело Цицианова, которое было зарыто у городской стены, в армянском храме. Убийца же был с позором прогнан сквозь строй и сослан в Сибирь.

Захватив Кубинское ханство и Казикумыхскую плоскость, Булгаков двинулся с отрядом обратно, но в пути его задержала непогода, испортившая ранее намеченные планы. Из-за сильных морозов войско задержалось на два месяца и не смогло выступить против горцев так, как планировал Гудович.

И хотя в 1807 году Булгаков выступил с войском в Ханкальское ущелье и понеся большие потери занял его, открыв дорогу к покорению Чечни, Гудовский остался очень недоволен из-за того, что «промедлив два месяца выступлением в экспедицию, он дал этим возможность чеченцам приготовиться к встрече его, сделать засеки, окопы и вообще затруднить движение».

Казачьим войскам мешали не только горцы, но и чума, пришедшая из Персии и Азиатской Турции. Булгакову пришлось бороться и с этой напастью. Он построил карантинную кордонную линию. Значительно усложняли дела и постоянные набеги горцев, появившихся уже в районе Моздока и Ставрополя. После того, как горцами было уничтожено богатое селение Каменнобродское, Булгаков решил в 1810 году выступить с войском за Кубань. Однако этот план не был одобрен генералом А. Тормасовым, управлявшим в то время Кавказом. Тормасов считал, что убеждения будут гораздо действенней. Однако Булгаков решил во что бы то ни стало привести свой план в исполнение и получил Высочайшее соизволение от Аракчеева. Увы, но результаты похода оказались практически ничтожными, несмотря на то, что войско захватило и уничтожило множество селений в местах, ранее считавшихся почти недоступными.

После того, как казачьи войска удалились, горцы продолжили нападения. В числе нападающих были и кабардинцы. Булгаков немедля выдвинул войска против горцев, что помогло избежать масштабных возмущений. В числе арестованных оказался и князь Измаил-бек Атажуков, дерзко выступивший против уговоров Булгакова, приехавшего на переговоры. Впоследствии обиженный таким обращением Атажуков написал огромное количество жалоб на  генерал-майора, которые были отосланы в Петербург.

Тем временем недовольство Булгаковым росло. На него жаловались горцы, переселением которых (часто насильственным) на новые места занимался генерал, и гражданское ведомство, с которым у Булгакова были постоянные пререкания по поводу плохого состояния дорог, почтовых станций и состояния водных сообщений на реках. Многие бытовые проблемы казаков Булгакову приходилось решать самостоятельно, поскольку гражданские ведомства решительно отказывались идти ему навстречу.

Высшее руководство, рассмотрев дело, потребовало от Булгакова разъяснений. Но генерал, оскорблённый наветами, не пожелал отвечать на вопросы прокурора. В результате, в 1811 году Булгаков был отстранён от должности, передал все свои полномочия генерал-лейтенанту Мусину-Пушкину и покинул Кавказ. Умер этот храбрый и честный человек от апоплексического удара в 1824 году.

Е. ЛАСКИНА.

Иллюстрация С. Усольцева.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир