Новый учебный год — время упорного труда

IMG_5492

Накануне 1 сентября не найти такого учителя, который бы не испытывал волнения, даже если за его плечами не один десяток лет школьной жизни с её тревогами и радостями, буднями и праздниками. А каково же молодому педагогу, впервые переступающему  школьный порог? В его душе наверняка полное смятение мыслей и чувств.

Их-то и предстоит пережить начинающим педагогам, которые 1 сентября войдут в класс, чтобы дать первый в своей жизни урок. В нашем районе их пятеро. Это Станислав Сазонов, учитель физкультуры СШ № 13
(с. Надежда),  Елена Трофимова, учитель математики СШ № 12 (с. Татарка), Елена Ищенко, учитель английского языка СШ № 19 (с. В. Русское), Виктор Сучков, учитель физкультуры СШ № 17 (ст. Новомарьевская), Дмитрий Гейнц, учитель информатики СШ № 13 (с. Надежда). Напутствие и добрые пожелания успешной работы молодые учителя услышали из уст ветерана педагогического труда Н. И. Авраменко.

IMG_5554

По сложившейся традиции новый учебный год открывает большой августовский педсовет. Два дня – 27 и 28 августа —  были наполнены плодотворной работой. Сначала учителя собрались на предметные конференции, где выверяли свои методики обучения, делились опытом работы, говорили о перспективах образовательной системы в условиях модернизации, о введении нового закона об образовании и новых федеральных стандартах.

Обобщению и подведению итогов  было посвящено пленарное заседание, состоявшееся в конференц-зале администрации района. В нём приняли участие глава Шпаковского муниципального района А. Н. Куликов, глава администрации ШМР В. П. Губанов, депутат Думы СК П. П. Марченко, начальник отдела дошкольного образования министерства образования СК Р. И. Болтенко, Благочинный православных церквей Михайловского округа протоиерей отец Игорь Подоситников. Обратившись к учителям со словами приветствия, высокие  гости форума поздравили их с наступающим новым учебным годом, поблагодарили за самоотверженный труд, высокий профессионализм, творческий подход к делу, любовь к детям и щедрые, открытые сердца. Образование – это главный ресурс экономики и приоритетное направление работы органов муниципальной власти района, города и поселений. Забота властей о школе видна невооружённым глазом: меняется не только внутреннее наполнение образовательного процесса, но и внешний вид образовательных учреждений. К началу нового учебного года многие сельские школы отремонтированы в соответствии со стандартами городских школ, а средняя школа № 6 с. Пелагиада выглядит не хуже, чем самая лучшая школа в краевой столице, на её ремонт власти района выделили 10 млн. рублей.  Основная задача, стоящая перед районом сегодня — возведение новых школ и детских садов. Работа в этом направлении начата при поддержке депутатского корпуса нашего края – об этом в своём приветственном слове сказал депутат краевой Думы П. Марченко.

Всё внимание участников форума было приковано к докладу начальника отдела образования  АШМР К. И. Корякина, посвящённому новому закону об образовании, который вступает в силу со 2 сентября. Несомненно, это один из поворотных моментов в реформе системы отечественного образования, — сказал докладчик. — Поэтому основное внимание конференции посвящено рассмотрению вопросов совершенствования образовательной системы в рамках  нового Закона.

Для каждого гражданина страны закон «Об образовании» имеет первостепенное значение. Ведь всё это касается каждого: или лично, или его детей, внуков.

Идея нового закона заключается в том, чтобы существенно повысить эффективность и качество образовательных услуг, дать возможность нашим детям получать доступное, современное и качественное образование мирового уровня. При этом родителям и ученикам будет предоставлено больше прав по выбору профиля образования, а самим образовательным учреждениям — больше самостоятельности в распоряжении финансовыми средствами.

Новый закон, безусловно, меняет многое, хотя каких-то поворотных моментов в нём нет. Большинство россиян, в том числе и многих жителей района, волнует основной вопрос: останется ли образование бесплатным? Конституция Российской Федерации гарантирует всем доступность и бесплатность образования, и ни одно положение нового закона не вступает в противоречия с Основным законом страны.

Изменения коснутся системы дошкольного образования. Позитивная динамика демографической ситуации показала неготовность системы дошкольного образования обеспечить всех детей не только местами в детских садах, но даже и услугами дошкольного образования. Эта проб-лема остаётся одной из острых в нашем районе. Несмотря на то, что за последние годы мы смогли увеличить количество мест в детских садах, проблема остается нерешённой. Более 50% детей дошкольного возраста не имеют возможности посещать детский сад. Особенно остро она стоит в городе Михайловске, в детских садах сохраняется высокая наполняемость групп детьми. В среднем группы переполнены на 10%. Это значительно тормозит введение полноценных, вариативных, комплексных образовательных программ в дошкольных учреждениях и влияет на уровень предшкольной подготовки детей. На сегодняшний день предшкольной подготовкой охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Следовательно, существует необходимость создания системы сопровождения и консультирования семьи по вопросам образования и развития детей раннего и старшего дошкольного возраста.

Новый Закон меняет уровни образования. Дошкольное образование станет первой ступенью общего образования. И это не случайно, так как именно в дошкольных учреждениях начинается социализация личности. До 6,5 лет ребёнок погружён в развивающую среду, и опыт, умения, навыки, знания, накопленные им, должны быть максимально использованы в дальнейшем учителями общеобразовательных учреждений и преподавателями учреждений дополнительного образования. Принцип преемственности образовательных программ общего образования закреплён законодательно.

Законом предусматриваются субвенции из краевого бюджета муниципалитетам на обеспечение гарантий по дошкольному образованию в размере, необходимом для реализации образовательных программ дошкольного образования в детских садах. Расходы по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях будут нести органы местного самоуправления.

Нормативные преобразования структуры образования в целом существенным образом коснулись общего образования.

Отказ от деления на виды образовательных учреждений должен привести к снижению административных барьеров и максимально полно удовлетворить потребности граждан в образовании, которое им необходимо. «Лицеи», «Гимназии», «Школы с углублённым изучением отдельных предметов» теперь смогут реализовывать программы различного профиля и направленности.

Профильному  обучению также нашлось место в новом Законе. Оно становится исключительно важным направлением модернизации. Все учащиеся 10-11 классов должны быть охвачены профильным обучением различного направления. На практике же дело обстоит иначе: только 9 образовательных учреждений осуществляют профильное обучение. В целом охват старшеклассников профильным обучением составляет 46%. В связи с недостаточным финансированием на сегодня сложно внедряется система работы по индивидуальным учебным планам, нет возможности реализовать запросы детей в полном объёме. Всё это дискредитирует идею выбора профиля в соответствии с образовательными потребностями. С другой стороны, увеличение количества часов на изучение предмета в профильных классах далеко не всегда ведёт к качественному углублению знаний. По объективным причинам в условиях малокомплектной школы очень сложно сформировать у подростков осознанный образовательный запрос. В связи с этим новый закон предусматривает осуществление сетевых форм реализации образовательных программ.

Ещё одно новшество —  повышение информационной открытости образовательной среды для учеников, их родителей и педагогов. Прежде всего, введены нормы, устанавливающие единые подходы ко всем образовательным учреждениям независимо от вида, категории, формы собственности и ведомственной подчинённости, определено, какая информация в обязательном порядке должна быть размещена на сайте образовательного учреждения. Исходя из этой информации, граждане могут сделать осознанный выбор в отношении образовательного учреждения и оценки качества его услуг. В том числе на сайте должен быть предоставлен полный набор тех образовательных программ и предметов, которые реализуются в данном учреждении за счёт государства, и перечни услуг, которые образовательные учреждения готовы предоставить на платной основе.

Законом введена система независимой оценки качества деятельности образовательных учреждений. Причём эта оценка может даваться и родительскими комитетами, общественными объединениями, профессиональными оценщиками, работодателями. Оценка будет производиться на основе информации, которая содержится на сайтах образовательных учреждений. Кроме того, результаты государственного мониторинга системы образования также будут открыты для населения. Такая открытость, с одной стороны, позволит снизить объём отчётности для образовательных учреждений и бремя бумажной работы у учителей и администрации образовательных учреждений, а с другой стороны, повысит доступность и открытость всей системы для родителей и общественности в целом.

Отдельная глава нового закона посвящена педагогическим, руководящим и иным работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В законе детально урегулирован правовой статус педагогов, их права, обязанности и ответственность. Установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части организации их переподготовки и повышения квалификации.

Педагог современной школы – это, в первую очередь, профессионал, обладающий прочным запасом знаний и стремящийся к их пополнению путём самообразования или через систему повышения квалификации. Важным качеством является уровень коммуникативной культуры, способность к конструктивному диалогу с коллегами, родителями, воспитанниками.

Современный образовательный процесс требует от педагога и развития аналитических навыков, без которых невозможно отследить результативность собственной работы, скорректировать программу. Обязательное условие образовательного процесса – это творчество педагога.

В районной  системе образования работают 1145 педагогических работников, в том числе 656 учителей, 276 воспитателей, 66 педагогов дополнительного образования. Кад-ры, не побоимся этого слова, высококвалифицированные, умеющие творчески работать, современно мыслить. Многие являются победителями конкурсов профессионального мастерства. Среди них Евгения Федоровна Ёда, учитель истории школы № 11  с. Татарка, победитель конкурса в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям»; Галина Дмитриевна Фролова, учитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, основ религиозной культуры и светской этики средней  школы №15 с.Казинка, занявшая 1-е место в краевом этапе Всероссийского педагогического конкурса «За нравственный подвиг учителя  в номинации «Лучшее педагогическое исследование года»; Александр Александрович Козырев, преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №1, занявший 2-е место в краевом конкурсе «Лучший учитель ОБЖ»; Татьяна Викторовна Баршакова, заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 8, победитель Всероссийского конкурса «Мудрая сова» в номинации ученическое самоуправление; Маргарита Борисовна Прокофьева, учитель русского языка и литературы лицея № 2 занявшая 2 -е место в краевом конкурсе «Воспитать человека» и др.

Доклад  начальника отдела образования вызвал большой интерес собравшихся, к его обсуждению подключились не только коллеги-педагоги, но и члены президиума. Свою точку зрения на состояние и перспективы образовательной отрасли высказали А. Н. Куликов, В. П. Губанов,
П. П. Марченко.

Завершился форум процедурой награждения лучших представителей педагогического сообщества района.

М. Петренко.

Фото А. Шамшина.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир