Мой дом — моя крепость?

Акварель

Реформа ЖКХ продолжается и конца ей не видно. Если помнят наши читатели, до 2015 года продлены Федеральная целевая программа «Жилище» и её подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». Главным звеном в цепочке реформирования отрасли ЖКХ изначально был призван стать собственник жилья, потребитель коммунальных услуг. Как свидетельствует статистика, более 80 процентов семей россиян, проживающих в многоквартирных домах, являются не покупателями, а лишь потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Характерна эта цифра и для нашего района. А ведь именно покупатель может контролировать объём и качество услуг, торговаться по цене и даже отказаться от их потребления, если объём таковых остаётся неизвестным. Пришедшие в этот сегмент рынка управляющие компании, думается, в первую очередь должны были прочувствовать проблему отсутствия эффективного собственника жилья, хозяина, а значит и покупателя услуг по его обслуживанию, и сделать всё возможное для появления такового, с соответствующими правами и обязанностями. Этот важный вопрос сегодня мы обсуждаем с Н. А. Соловьёвой, руководителем УК ООО «Жильё-Сервис», одной из первых управляющих организаций, появившихся в г. Михайловске.

— Надежда Александровна! Как известно, с 1 марта 2005 года вступил в силу  Жилищный кодекс, который ввёл  в нашу жизнь такие понятия, как «управление многоквартирными домами» и «управляющая компания или организация». По замыслу разработчиков реформы управляющие организации должны были стать важным, а зачастую и единственным посредником между пользователями коммунальных услуг и их поставщиками. Ваша компания  на этом рынке действует в течение нескольких лет. Срок, конечно, небольшой, но, наверное, какие-то итоги  в этом направлении уже получены. Поделитесь ими?

—  Наша организация начала свою деятельность в июне 2008 года. Первоначально на обслуживание было принято 5 многоквартирных жилых домов, но в апреле 2010 г. по итогам открытого конкурса по отбору управляющей компании, проводимого администрацией муниципального образования г. Михайловска, ООО «Жильё-Сервис» заключило договоры управления еще с 52 домами. В настоящее время наша организация обслуживает более 50 домов. Первоначально штат сотрудников был невелик – всего 4 человека, но на сегодняшний день количество работающих увеличилось до 34, из них 19 рабочих, непосредственно обеспечивающих оперативное обслуживание домов, 2 водителя и 13 специалистов основного подразделения, включая аппарат управления и ИТР (инженерно-технических работников). Организована  аварийно-диспетчерская служба в составе 6 человек. В работе используется две единицы техники: ГАЗ 2705, УАЗ «Патриот». Такая тенденция, на мой взгляд,  свидетельствует о положительной динамике развития организации.

Следует отметить, что часть домов, поступивших в управление, построена более 30 лет назад. Длительное время их обслуживание осуществлялось ненадлежащим образом, в результате наша организация приняла  достаточно трудное хозяйство с протекающими кровлями, изношенными, аварийными коммуникациями, затопленными подвалами. Целью нашей работы было поставлено поэтапное улучшение условий проживания в многоквартирных домах, качества обслуживания и оказания коммунальных услуг жителям.  Приоритетными направлениями деятельности стали восстановление кровли, ремонт и замена инженерных сетей с использованием современных материалов, благоустройство и поддержание порядка на придомовой территории. Могу отметить, что многое из запланированного удалось реализовать, в том числе благодаря поддержке и пониманию самих жителей многоквартирных домов. Наша работа по достоинству была оценена исполнительной властью субъекта. Так, по результатам конкурса, проводимого Торгово-промышленной палатой Ставропольского края, в номинации «Городское хозяйство и жилищно –
коммунальные услуги» ООО «Жильё-Сервис» стало лауреатом ежегодного городского конкурса среди участников по краю.

— Как складываются отношения между вашим ведомством и ресурсоснабжающими организациями, и какими, по-вашему, они должны быть?

— В своей работе наша организация тесно контактирует с поставщиками коммунальных ресурсов. Результаты такого взаимодействия являются социально значимыми для населения, так как определяют условия проживания, здоровье и комфорт жителей при потреблении ими коммунальных услуг. Политика ООО «Жильё-Сервис» направлена на обеспечение потребителей коммунальными ресурсами надлежащего качества. С этой целью наши специалисты проводят мероприятия по контролю качества предоставляемых услуг, тесно взаимодействуя с поставщиками коммунальных ресурсов. Следует отметить, что между аварийно-диспетчерскими службами ООО «Жильё-Сервис» и ресурсоснабжающих организаций налажена работа по ликвидации аварийных ситуаций. Результатом этой работы стало оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерных сетей именно совместными усилиями.  Однако, иногда возникают неразрешимые противоречия. Определённые трудности при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями вызывает наличие отдельных бесхозных сетей (сетей, не принятых комитетом по имуществу и не переданных ресурсоснабжающим организациям в эксплуатацию). РСО не хотят принимать на баланс и обслуживать бесхозные сети. Такая позиция, на мой взгляд, обусловлена их нежеланием  брать на себя ответственность при выходе из строя участков инженерных сетей. И это не единственная проблема.  Тем не менее, зачастую в спорных вопросах путём переговоров нам удаётся достигать консенсуса, ведь по большому счёту, наша работа направлена на единый результат — обеспечение максимально комфортных условий проживания потребителей коммунальных услуг.

— Не менее важная часть вашей деятельности – создание соответствующих взаимоотношений с жильцами многоквартирных домов, поскольку главная цель в этой работе – превратить пассивных граждан в активных собственников жилья. Что можно сказать об этом?

— Да, действительно, наладить конструктивный диалог с собственниками – задача не из лёгких. Как правило, жители считают, что «огромные» деньги, которые они платят управляющей организации, последняя расходует не по целевому назначению. Однако, это глубокое заблуждение. Сегодня цены на качественные современные материалы достаточно высоки. Помимо этого необходимо оплачивать труд работников, нести расходы в связи с имеющейся задолженностью собственников и прочее. Кроме того, граждане неохотно пользуются правом самостоятельного установления тарифов, перечня выполняемых работ, иными правами, наделяющими их жилищным законодательством. Даже проведение общих собраний и их процессуальное оформление управляющей организации приходится возлагать на свои плечи. Бывали случаи, когда собственники в установленное время просто не выходили к месту проведения собрания, что также свидетельствует о низкой правовой и организационной дисциплине жителей многоквартирных домов. Повсеместны случаи обоснованных претензий контролирующих органов по поводу ненадлежащего состояния жилых домов. Собственники жалуются: «крыша течёт», «в подвале вода» и т. д. С позиции закона они имеют право на благоприятные условия проживания, но чтобы создать эти условия применение «кнута» к управляющей организации недостаточно. На общих собраниях собственники не принимают предложения управляющей о проведении капитального ремонта, не хотят финансировать дополнительные работы. В результате контролирующие органы привлекают управляющую организацию к ответственности, но кроме убытков организации, осуществляющей управление, никакой пользы это жителям не приносит. Ведь, наказав управленцев, проблемы не решишь: денег на ремонт у неё не станет больше. Граждане должны понимать, что обеспечение благоприятных условий проживания возможно только при обоюдной взаимопомощи.

— В этой связи можно рассматривать и совместную тарифную политику по содержанию жилья, и создание фонда для капитального и текущих ремонтов многоквартирных домов. Иными словами, и управляющая компания, и жильцы домов должны быть настоящими хозяевами на своей территории. Есть ли у вас такие подвижки?

— Тарифная политика, проводимая в настоящее время по установлению размера оплаты на текущий ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома формируется с учётом себестоимости производимых работ, величины расходов материальных и топливно-энергетических ресурсов, непроизводительных потерь и др. Тариф обеспечивает минимальный перечень услуг и работ, установленных законодательно, и обязательных к исполнению управляющей организацией в рамках проведения текущего ремонта и содержания общего имущества многоквартирного дома. Увеличение тарифа может быть произведено только по решению общего собрания собственников многоквартирного дома. При этом, исходя из величины вновь установленной платы, собственники могут расширить перечень дополнительных услуг, оказываемых управляющей. Острой проблемой стоит вопрос участия многоквартирных жилых домов района в федеральной программе по софинансированию капитального ремонта, в которую наше муниципальное образование не попало. Жители сетуют, что управляющая организация не проявила инициативу, не побеспокоилась за граждан и не подала соответствующие заявки на участие в них в администрацию города. Однако одним из основных условий участия в программе был выбор собственниками жилых помещений формы правления управляющей организацией  или товариществом собственников жилья. Ключевым является  «выбор собственников», а не  привлечение управляющей по конкурсу органами власти. Таким образом, нежелание самих жильцов многоквартирных домов принимать важные решения, касающиеся управления, их пассивность, и стали камнем преткновения в сложившейся ситуации.

— Ещё одна больная тема – обеспечение многоэтажек общедомовыми (коллективными) приборами учёта потребляемых энергоресурсов. Практически все вновь вводимые в эксплуатацию дома уже изначально имеют их. А старые многоэтажки? Ведь не везде есть технические возможности для установки дорогих счётчиков в таком жилом фонде? Какова Ваша позиция в данном вопросе? И как эта проблема решается в ООО «Жильё-Сервис»?

— Да, действительно, на сегодняшний день не во всех многоквартирных жилых домах имеется техническая возможность для установки приборов учёта поставляемых коммунальных ресурсов, ввиду изношенности инженерных сетей, конструктивной особенности зданий и пр. В подобных ситуациях представителями ООО «Жильё-Сервис» проводятся обследования помещений, их оценка с учётом критериев, установленных законодательно, составляются соответствующие акты. В необходимых случаях до жителей доводятся сведения о возможности принятия ими решений по проведению капитального ремонта и замене сетей. Ведь конечной целью установки приборов учёта является контроль и снижение расходов на оплату услуг самими жителями. Повторюсь, что установка счётчиков в очередной раз призвана способствовать повышению правосознания граждан,  стимулированию их участия в жизни дома как целостного объекта, а не позиции жильца одной квартиры. По поводу оплаты установки приборов учёта следует отметить, что законодатель предусмотрел возможность рассрочки такой оплаты, то есть жителям не придётся единовременно погашать неподъём-
ные для некоторых категорий граждан суммы.

— И последнее: ни одна газетная статья на тему взаимоотношений коммунальщиков с потребителями не обходится без упоминания проблемы неплатежей. Есть ли у вас злостные неплательщики и как боретесь с ними?

— Как Вы правильно отметили, проблема неплательщиков существует. И, наверное, это беда не только наша. Такие несознательные граждане не задумываются о том, что, к примеру,  бабушка-пенсионерка с крошечной пенсией оплачивает не только свою «коммуналку», но и вынуждена платить дополнительно, чтобы создать условия для комфортного проживания не только себе, но и соседу, более состоятельному человеку, который считает, что ничего никому не должен. Это пагубное заблуждение. Изъявив волю проживать в социуме, следует не только пользоваться благами, но и нести расходы за предоставление этих благ. Существуют законодательно установленные способы борьбы с неплательщиками – это ограничение и прекращение подачи коммунальных услуг, судебный порядок взыскания задолженности с отнесением всех судебных издержек на должника. А дальше — судебные приставы: арест счетов, удержание из заработной платы, ограничение на выезд за пределы РФ. В летний период это особо действенная мера. Кроме принятия к таким злостным неплательщикам ограничений и ответственности, предусмотренных законом, хочется воззвать к совести этих граждан, чтобы каждый задумался над правильностью и справедливостью принимаемых им решений.

Интервью вела Л. ЛОМАЕВА.

Фото Я. КОНОТОПЦА.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир