КАЗАЧЬЕ РАЗДОЛЬЕ

DSC_7284

Широк и прекрасен Ставропольский край. До самого горизонта протянулись бесконечные, усыпанные цветами степи, тянутся к небесной выси белоснежные вершины гор, отражают плывущие к горизонту облака и полёт самых разных птиц красивейшие озёра. Богата событиями история нашего края, но была бы она бедна без ставропольского казачества, сыгравшего немалую роль в развитии как родных земель, так и всей России. Как же появились казаки на ставропольской земле?

Казаки пришли на Ставрополье во времена царствования Екатерины II. Именно в этот период правительство поставило перед собой цель удержать и развить отнятые во время войн с Турцией и Персией земли, оградить их от набегов горских народов. Строительство военных крепостей, от Ростова (в те времена – крепости св. Дмитрия) и Азова до Моздока укрепило границы, но промежутки между ними были столь велики, что требовалась дополнительная защита. Кроме того, что само строительство крепостей обходилось в немалые суммы, доставка провианта и содержание их требовало дополнительных затрат, что было практически невозможно. Это и заставило императрицу задуматься о необходимости поселения здесь мирных жителей, которые бы решили проблему с продовольственным обеспечением крепостей.

О том, как основали село Михайловское, пишет ставропольский исследователь Владимир Крыласов: «В августе лета 1784 пришёл к Ставропольской крепости большой обоз переселенцев – курян. Были средь них черносошные крестьяне, казаки-однодворцы и немало беглых помещичьих холопов. Встретил их командир Хопёрского казачьего полка Конон Устинов, выполнявший обязанности коменданта в его отсутствие.

— Кто старший обоза? – спросил он.

— Я, Василий Никитыч Нартов.

— Ещё кто?

— Старосты кончанские: Пантелей Тарасов, Григорий Волосатов, Пахом Зайцев, Егор Апальков и Никита Чернявский.

— Коменданта нет, будет через месяц. А пока становитесь близ крепости табором.

— Как же быть, господин хороший, нам бы на место успеть встать. Земельку вспахать, да озимые посеять, гля-ка, люди-то как умучены.

— Пошли со мной.

Конон вывел Нартова на вал крепостной стены.

— Видишь увал? – показал он на северо-восток. – Перевалите через него, там падинка, лесочком поросшая, в ней речка течёт и хуторок стоит, вот подле него и встанете. Селение Михайловским назовёте: казак у нас тут погиб геройски вместе с женой и дочерьми, в честь него, значит.

— Вот и слава тебе Господи, сподобил Спаситель имечко селению сохранить, мы ведь из Михайловской слободы Курской губернии, слободские казаки старой Курско-Белгородской Линии. Красота-то какая…»

Увы, но новоприехавшим крестьянам жилось первое время нелегко. Уже через год после основания поселения на Михайловку и Пелагиаду напали горцы, ещё через год было ещё одно нападение, и после их было немало. Много семей погибло, многих ограбили, многих угнали в плен. Осенью 1832 года решено было селения обезопасить и Линию на кордоне укрепить. А для этого нужно было мирное население подготовить к переходу в казачье сословие. Уж, конечно, не были рады крестьяне, что заставляют их переходить на военную службу. Ведь служили в то время казаки долго. Три года числились они в приготовительном разряде, двенадцать лет – в строевом, четыре года – на действительной службе, в так называемой первой очереди, восемь лет – во второй и третьей очереди, или на «льготе», но при этом обязаны были являться на лагерные сборы. Обязан был казак иметь полное обмундирование, снаряжение, холодное оружие и своего коня. И всё это справлял он за свой счёт. Но смогли-таки ставропольские казаки убедить михайловцев, да и пообещали им, что служить они будут в родном селении, никуда не уезжая. А если учесть, что выделили на каждую мужскую душу в семье вступившего в казачье войско по земельному наделу, да ещё и жалование пообещали платить… Согласились мужики. Так и зародилось михайловское казачество.

«Граница родила казачество, а казачество создало Россию», — писал Л. Н. Толстой. Ставропольское казачество – это не просто сословие свободолюбивых и смелых людей, готовых защищать Родину и свой уклад жизни, но и особая, самобытная культура. Несмотря на Кавказскую войну, переселившиеся сюда донские и запорожские казаки активно общались с местным населением, перенимали культурные, военные и бытовые ценности, создавали свою, особую среду. Казаки уважали традиции и уклад жизни своих соседей и тоже сумели завоевать уважение к себе.

Смелыми, гордыми защитниками родной земли были наши земляки – казаки села Михайловского. Василий Данилов передал медаль своего деда, Ивана Данилова, казака, участника походов и сражений в Крымской войне 1853-1856 гг. против французских, турецких и английских захватчиков Крыма. Есть на медали надпись, показывающая отвагу ставропольских казаков: «На тебя, господи, надеюсь, но если я умру от вражьей пули, то боже во веки никогда не будет стыдно за меня (ибо умру как герой) 1853-1854-1855-1856 г.г.»

Какой была жизнь михайловских казаков? Уж конечно, сладкой её назвать было нельзя. Ведь и кроме службы работы хватало. Нужно было и село поднимать, и семьи кормить да одевать. Так что работали, как говорится, от зари и до зари. Строились, пахали, сеяли и убирали урожай. Растили рожь, пшеницу полбу, ячмень, овёс, просо, горох, коноплю. Молотьба хлебов иногда продолжалась даже зимой. Работали всей семьей, а семьи у казаков были большие. Вместе жили старики-родители, сыновья с жёнами, незамужние дочери и, конечно же, множество внуков. Главой семьи был старший в семье – дедушка-отец. Воспитание в семьях казаков было домостроевское. Главу семьи почитали и уважали все, его слушались неукоснительно. «Чтить родителей своих» записано одним из самых важных правил и в казачьей присяге. Как и семью, чтить казак обязан и Родину и за неё всегда должен быть готов отдать жизнь. Первыми словами в присяге новобранца в те годы были: «Беречь Родину свою». Да заповеди эти так и остались для ставропольских казаков главными: честь, семья, Родина, вера.

Е. ЛАСКИНА.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир