Патриот, созидатель, новатор

Куксов5 июня исполнилось бы 85 лет известному ставропольцу Василию Куксову, внёсшему огромный вклад в развитие АПК и всего Ставрополья.

Василий Петрович родился в селе Михайловс
ком (ныне город Михайловск) в крестьянской семье. Ещё с детства нелёгкая ему досталась доля. В мае 41-го умерла мама. Горькие удары судьбы посыпались один за другим. Вскоре началась Великая Отечественная, отца призвали на фронт. Погиб он в первые месяцы войны. Васе было тогда всего 12, а его старшей сестре – 15. Остались дети одниодинёшеньки. Пришлось бросить школу и зарабатывать тяжёлый военный хлеб, работая в колхозеВасилий кучером у председателя колхоза, сестраучётчиком. На детские плечи легли заботы и по содержанию домашнего хозяйства, благодаря которому и жили, держали корову, чуть птицы, поросят, небольшой огород.

Через год сестрёнку мобилизовали на сооружение оборонительных объектов в Краснодарском крае. Одному Васе пришлось совсем худо. От бескормицы погибли корова, поросята и птица, хату нечем было топить, подросток сильно заболел. Вернувшаяся сестра еле выходила брата от сильной простуды. Детям вздохнулось чуточку легче, когда с фронта после сильнейшего ранения вернулся дядя. Так они вместе и пережили годы военного лихолетья.

После победы Василий продолжил учёбу в школе. Благодаря тяге к знаниям и настойчивости, за один год он наверстал упущенное, получил свидетельство об окончании 7 классов. А затем поступил заочно в железнодорожный техникум, но при условии, что будет работать на железной дороге. Паренёк, не задумываясь, пошёл работать кочегаром на паровозе. За смену в топку надо было перебросить совковой лопатой 15 тонн угля. Из каждой такой поездки он возвращался обессиленным, пропитанным угольной пылью и мазутом, белыми были только зубы и белки глаз. «Более каторжного труда, чем кочегар на паровозе, в моей жизни не было, — вспоминал Василий Петрович. — Летом я обессиленный добирался до лесополосы и падал, только после нескольких часов отдыха я мог добраться до дома». Вскоре его перевели на должность проводника вагонов, а затем дежурного по станции. Василий Петрович был уверен, что именно железная дорога сформировала в нём трудолюбие, чувство ответственности, долга и справедливости.

Следующий пятилетний этап его жизни связан со службой на флоте. Ему посчастливилось служить на знаменитом крейсере «Красный Крым», от матроса дослужился до старшины 1-й статьи, а после демобилизации ему было присвоено звание капитанлейтенанта.

В 1954 году Василий возвращается на железную дорогу, на должность дежурного по станции. Целеустремлённость молодого Куксова, его активную общественную деятельность и гражданскую позицию замечают в райкоме КПСС, пригласив на должность инструктора. Вскоре его избирают на должность секретаря парткома совхоза «Пелагиадский», а в 1964-мпредседателем колхоза им. Чапаева Шпаковского района. Он проявил себя как талантливый организатор и хозяйственник, превратив Казинку в процветающее село. До его прихода здесь царила, что называется, непролазная грязь, бездорожье. Под руководством Василия Петровича началось строительство новых ферм, зернохранилищ, культстанов, баннопрачечного комплекса, школы, водопровода, асфальтового завода. Было газифицировано село, заасфальтированы основные дороги и улицы. За годы своего руководства колхозом Василий Петрович сумел вывести его в районные и краевые лидеры.

Дабы увеличить производство овощных культур, Василий Петрович воодушевился созданием водоёма. Он как никто любил воду. По всей видимости, эта «страсть» связана с его пятилетней службой на флоте. Где бы он ни работал, всегда начинал со строительства водоёма. В ОПХ «Шпаковское» он построил сразу два. Но Казинскийсооружение, потрясающее своими масштабами и захватывающей красотой. Зеркальная площадь этого водоёмаоколо 70 га, глубинаоколо 10 м. На его берегу построен детский лагерь. Отсюда до Казинки проложена асфальтированная дорога, вдоль которой высажены хвойные деревья. Миновало 40 лет, но этот экзотический уголок, созданный В. П. Куксовым, радует глаз и поныне, доставляя отдыхающим огромное удовольствие.

В 1969 г. Василия Петровича перебрасывают на другой фронт работы, назначают директором отстающего совхоза «Ставрополец». За короткий срок, всего лишь за два года, он сделал невероятное, добившись экономического прорыва хозяйства по многим направлениям. Вскоре его избирают первым секретарём Шпаковского райкома КПСС. Здесь он в очередной раз продемонстрировал свои блестящие организаторские способности и за год вывел Шпаковский район на лидирующие позиции в крае. Району было присуждено переходящее Красное Знамя крайкома КПСС и крайисполкома.

А ещё он обладал великолепным чутьём распознавать людей, видеть их потенциал и перспективы. Так, он выдвинул на руководящие посты В. Ф. Гаркушу,
A. M. Пшеничного, А. А. Данилову, В. И. Шульженко, Е. Е. Рудакова, Н. И. Нечаева и других.

По инициативе Василия Петровича начали внедрять системный комплексный подход в растениеводстве, делая ставку на науку. Районный центр Шпаковское в то время было самым большим селом в России, но ни одна улица не была благоустроена, не было водопровода, требовалась газификация, сооружение дорог и тротуаров, особенно в восточной части. В августе 1971-го руководитель райкома предложил грандиозный план реконструкции райцентра, предполагалось выполнить большой
объём строительных работ. Причём, стройку объявили народной. Был разработан генеральный план реконструкции, в основу которого легли идеи В. П. Куксова. Через год начались работы по созданию площади Победы вокруг речки Чла. Открытие мемориала павшим в годы войны состоялось 3 мая 1974 года. Площадь Победы оставляет грандиозное впечатление, подобных нет во многих областных центрах.

Глубокий яр, в своё время загаженный мусором, превратился в привлекательную зону отдыха. Настоящим событием в 1970 году стало открытие детской автомобильной дороги, где девчонки и мальчишки постигали правила дорожного движения. Были даже установлены самолет и вертолёт. Через семь лет Василий Петрович предложил разместить здесь настоящий паровоз с вагонами, чтобы у детей была возможность железнодорожной профориентации. Паровоз доставили из депо г. Минеральные Воды. Многие годы этот паровоз, вагоны, самолет и вертолет были местом «паломничества» местной детворы и их родителей, своего рода достопримечательностью райцентра. К сожалению, в годы лихолетья всё это транспортное богатство было сдано на металлолом, а от уникальной детской площадки не осталось и следа. Сейчас на этом местедве заправочные станции.

Пришлось Василию Петровичу «рулить» и в ОПХ «Шпаковское», созданного на базе двух отделений ОПХ «Михайловское». Буквально с нуля была отстроена вся хозяйственная инфраструктура, в том числе переработка, а также контора, общежития, столовые и другие объекты социалки. Благодаря усилиям Куксова в очередной раз было создано образцовое опытное хозяйство. Но, к сожалению, в перестроечное время изза частой смены руководителей оно было обанкрочено, а хозяйственные объекты уничтожены.

Миновало более 20 лет со дня смерти этого выдающегося человека, гражданина и патриота, который шёл по жизни, что называется, семимильными шагами
на благо своих земляков и всего родного Ставрополья. Память о его трудовом подвиге увековечена в уникальных уголках природы, созданных его руками, которые и поныне так любимы жителями края.

В. И. Трухачёв, А. А. Гоноченко, В. М. Пенчуков, В. Ф. Гаркуша, М. Н. Варшавский, Г. Н. Белёвцев, В. К. Целовальников, А. Н. Подколзин,
В. И. Шульженко, В. В. Кулинцев.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир