Где поэты как воздух нужны…

Поэт

С самого рождения и до самой смерти мы сталкиваемся с произведениями художественной литературы.  — Ха, да каждый может! Что тут сложного? Идёт коза рогатая за малыми ребятами…  забодаю, забодаю… Да нет, не каждый. За кажущейся  простотой стоит чутьё языка, любовь к нему, наблюдательность. А Владимир Николаевич Богданов взял и сказал: «Я — поэт, я — писатель».

Я – самобытный писатель. Как это – самобытный писатель? Два слова – сам и быть. Сам по себе, оказывается. Не член Союза писателей, не с чьей-то рекомендации, не под чьим-то крылом.. , а   са- мо- быт-ный.

 

Может ли каждый из нас стать таким самобытным? И начинается первый эксперимент. Я прошу:

– Мама, сочини сказку!

– Не приставай, дочь.

– Папа, придумай басню!

– Насмешила, доченька! Не до басен.

Да вот я сама сейчас возьму ручку и… Никакие мысли в голову не идут, не получается. А у Богданова они рождаются, да ещё и рифмованные. Вот даже фамилия подсказывает – Бог дал.

Чтоб к морю вернуться, девчонка босая

В солёное море монеты бросает.

И солнце с надеждою на возвращение

Монетой бросает своё отражение.

Познакомившись с нашим земляком – жителем Михайловска Владимиром Николаевичем Богдановым, сразу видишь, что у него в жизни всё не так, как у большинства. Любимые стихи каждого школьника (если такие есть) –  это стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, а у него же это Басё – японский поэт. Все на выпускной,  а он в горы – на работу. В армию нельзя, а он – хочу. Все после армии домой, а он – на стройку, на плавбазу. На плавбазе контракт, а он – домой, потому как мама соскучилась.

Встреча с Богдановым В.Н. в семье Малярова В.К. в феврале 2013 г.

Многие бы мечтали выпустить книгу своих стихов, а он – упрямится. Вся его жизнь – в стихах. И когда зрение не позволило жить так, как хочется, — пришли сказки и басни. И огромный внешний мир заменил мир внутренний.

Ничего невозможно скрыть. В его творчестве – вся жизнь. Что любит, кого любит, о чём думает, о чём мечтает, как шутит, о чём грустит….

Кто из нас не зачитывался в детстве рассказами

Н. Носова, замечательными историями про мальчика Дениску В. Драгунского? Когда я услышала рассказ Богданова об уроке литературы в начальной школе, я хохотала от души. Дело было так.

Учительница задала подготовить к следующему уроку любимое стихотворение. Все и выучили известные стихи известных поэтов. Богданов в журнале по списку был первым. Он вышел и объявил: — Басё! И прочитал три строчки японского хокку.

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

Учительница и класс пришли в недоумение. Три строчки — и всё?!  Какую же оценку поставит учительница? Юный ученик спокойно говорит: — Если я плохо, невыразительно прочитал это стихотворение, то ставьте мне плохую отметку, а если вам не нравится само стихотворение, то ставьте плохую отметку автору — Басё.

Володя читает это же стихотворение  на японском языке, и учительница ставит 5. На упрёки друга, что же он не научил  его говорить по-японски, Володя признаётся, что не знает японского, а всё стихотворение построил на нескольких японских словах – «харакири», «Нагасаки», «Хиросима», только с переставленными слогами.

Уже этот случай показал, что ребёнок способен творить и вырастет творческой личностью. Школьная история легла в основу детского рассказа «Басё».

О семье Владимира Николаевича тоже узнаём из стихов. Вот они: «Мать», «Брат», «Мальчишкой лет шести был у отца в подпасках». Он родился и вырос в высокогорном селе Астрахановка Азербайджанской ССР. И об этом мы узнаём из строчек стихов:

Мальчишкой лет шести был у отца

в подпасках,

От раны фронтовой отец мой приболел.

Хоть тяжкий труд пасти стада

в горах кавказских,

Но легче труд в селе найти он не сумел.

Но вот школа закончена, экзамены сданы, впереди – выпускной. Все готовятся к нему, а наш герой находит геологов и отправляется с ними в горы работать – собирать образцы камней, грузить их, готовить еду. Этот период жизни отображён в стихотворении «Гитара»:

Гитара в пути за спиной у геолога

Качается тихо, касаясь плеча,

а струны её от малейшего шороха

о чём-то прекрасном напевно звучат…

Следующиё этап в жизни – армия. Но зрение – минус 5. В армию не берут, а так хочется. И он заходит к военкому снова и снова, пока не услышал от военкома-азербайджанца заветное слово – «ехай»…

1975 – 1977 – годы службы в армии. Автобатальон: Хабаровск, Комсомольск-на- Амуре, Уссурийск. Конечно же, и в армии рождались стихи. И командование собиралось срочника отправить учиться, чтобы тот стал военным журналистом. Но… Часть расформировали.

К этому периоду относятся стихи «Мать»:

Говорила тихо мать сыночку:

— Письма обязательно пиши,

Ну хотя всего четыре строчки,

Чтоб я знала, что здоров и жив.

Но вот армия позади, и все скорее спешат домой, а он опять не как все – «хочу на БАМ». Не взяли.

— Тогда на другие стройки. И вот — разные города, где труд разнорабочего не пугает, не страшит. Сил много, вся жизнь впереди. Ростов, Каменск-Шахтинск, иные города  необъятной России. Пока не попал во Владивосток, где отработал два с половиной года на судне моряком. В эти годы были  напечатаны первые стихи  в газете.

На плавбазе «Антарктика» прошёл все портовые города. А когда в отпуск приехал к маме, она уговорила его не возвращаться, а поскорее жениться да дом строить. С плавбазы Богданова уволили по статье и эта статья сыграла свою роль. Благодаря ей, он и женился.

 

Стихи о любви? Такие тоже есть.

…и хочешь о любви ты ей сказать,

Но помни, что любовь – не аксиома,

Её за жизнь не сможешь доказать.

Сын, солдат, моряк, строитель… Пробует завербоваться в Афганистан. Не взяли. Что же ещё охватить в этой жизни? И Богданов принимает решение о поступлении в художественное училище в Ставрополе. Он, оказывается, ещё и рисует, особенно удаются портреты. Полтора года усердной учёбы, но началась новая стройка – собственный дом. Она отнимала много времени, сил, средств. Пришлось бросить училище и строить. Этот период жизни отображён в галерее портретов современников.

В 90-е годы Богданов становится инвалидом. Он почти совсем теряет зрение и слух от удара по голове какого-то негодяя. Но смириться с болезнью, замкнутостью человеку с широкой творческой душой невозможно. И он продолжает работать, где придётся: то слесарем, то грузчиком, то блюстителем порядка вокруг фонтанов на бульваре, что по улице К. Маркса в Ставрополе.

И вот тут стали рождаться сказки и басни.

Наши ставропольские литераторы считают, что детская литература пишется гораздо труднее. Надо уметь видеть мир глазами ребёнка. На сказках Владимира Николаевича вырос его единственный сын. Сейчас свои детские произведения Богданов апробирует на внучатой племяннице. Если она смеётся – значит, на верном пути. А как тут не рассмеяться, когда Муравей растолкал сонного Медведя и предложил ему разбогатеть. Медведь согласился и в итоге их сотрудничества Муравей уезжает на шикарном автомобиле, а Медведю покупает соску-пустышку.

Басни написаны по всем правилам басенного жанра. Они рассказывают о сегодняшнем дне через образы животных или вымышленных обобщённых лиц, и хотя смысл басен ясен, всё же в конце выведена мораль:

Смысл басни без подсказки ясный,

Советы не давай, когда не просят,

Иначе за совет прекрасный

Уйдёшь с разбитым носом.

Или:

Вот так чиновник, сидя в мягком кресле,

Поглаживая кресла нежный шёлк,

Считал, что людям всех профессий

Работать так же – хорошо.

Или:

Я рассказал вам быль,

совсем не басню,

И если вы постарше  — лет семи,

То я моралью не обязан,

Как маленьких из ложечки кормить.

А если вы младше семи лет, то моралью можно и покормить:

Заяц в лапах у Лисицы

Вздрогнул, как осенний лист.

Видно, зря он всем хвалился,

Что он ловкий каратист.

Вспоминаются эпизоды из жизни великого баснописца – дедушки Крылова. Любил баснописец посещать балы – вкусно поесть, подремать в уютном кресле. Казалось, и не видел ничего. Вокруг кипела жизнь – интриги, сплетни, события. А утром рождалась басня. И кое-кто узнавал в героях басни себя.

Наш баснописец – Владимир Николаевич Богданов почти слепой. Он наблюдает жизнь, вслушиваясь в неё. В основном это радиопередачи, редкие встречи с друзьями, знакомыми.

Мы познакомились с Владимиром Николаевичем у известного писателя Ставрополья – Владимира Константиновича Малярова. Владимир Константинович и его жена Любовь Васильевна  с уважением и вниманием относятся к творчеству Владимира Николаевича. Маляров предложил помощь самобытному поэту в издании его стихов, сказок и басен, берётся помочь и как редактор. Но Владимир Николаевич почему-то отказывается.

Есть люди, которым дано особое видение мира. Что нового можно сказать о матери, о любви? Оказывается, можно. Владимир Николаевич – с виду обычный неприметный человек, но какие замечательные образы рождаются в его творчестве, какие мысли, какие наблюдения!

И не напоминание ли это лишний раз, что люди – это не толпа, но в каждом есть что-то особенное, своё, уникальное, как уникален мир героев и образов Владимира Николаевича Богданова.

Р. ХАДЖИБАЕВА (7 класс, МБОУ СОШ № 1 г. Михайловска) под руководством Е. КЛИШИНОЙ.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир