Цель – не только карать, но и воспитывать

12 марта работники уголовно-исполнительной системы России отметили свой профессиональный праздник. Для многих граждан нашей страны о деятельности нашего подразделения мало что известно. А тем не менее эта важная государственная структура занимается организацией и корректировкой процессов борьбы с преступностью, исправлением и социальной адаптацией лиц, отбывающих наказание, определением основных принципов воспитательной работы с ними.
Законодательно закреплённые уголовно-правовые, пенитенциарные принципы есть не что иное, как итог развития уголовной и пенитенциарной политики Российского государства. Они отражают достижения отечественной науки в сфере правового регулирования назначения и исполнения наказаний.
Уголовно-исполнительная система, как и любой другой государственный институт, имеет продолжительную и уникальную историю.
В 1497 году был принят сборник законов под названием «Судебник», в котором были кодифицированы нормы обычного права, уставные грамоты, княжеские указы и другие документы, способствовавшие процессу завершения централизации государства.
Следующим документом выступает Соборное уложение 1649 года. Содержавшиеся в нём нормы на первое место ставили защиту интересов церкви и государственной власти.
В уложении продолжена политика, направленная на ужесточение наказаний, устрашение подданных.
При Петре I впервые в отечественной истории стал широко использоваться труд арестантов. Период правления Петра I был важным историческим этапом становления уголовно-исполнительного законодательства. Во время его царствования было принято более 100 специальных актов уголовно-исполнительного, в том числе военно-пенитенциарного характера и создан прообраз основ цивилизованной регламентации уголовно-исполнительных отношений. Наиболее важные из них действовали без значительных изменений около ста лет.
Первые шаги по упорядочению структуры управления местами лишения свободы были предприняты в начале XIX века. Указом Александра I от 25 июня 1811 года учреждено Министерство полиции, в составе которого образовано три департамента, в том числе и полиции исполнительной. В 1819-м эти департаменты вошли в состав Министерства внутренних дел. Департамент исполнительной полиции приобрёл статус централизованного органа управления тюремной системой государства – Губернского управления мест заключения.
Вплоть до 1917 года Министерством юстиции при поддержке правительства предпринимались меры по совершенствованию тюремной системы. Неуклонно повышалось финансирование, принимались решения, направленные на смягчение карательной политики.
После Октябрьской революции 1917 года Губернское управление мест заключения было переименовано в Карательный отдел Народного комиссариата юстиции. Существенные качественные изменения в пенитенциарной системе Советского государства связаны с принятием декрета ВЦИК от 15 апреля 1919 года «О лагерях принудительных работ», на основании которого в системе НКВД стали интенсивно создаваться подобные учреждения.
Вскоре в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров от 25 июля 1922 года все места лишения свободы были сосредоточены в одном ведомстве – НКВД, в котором они просуществовали более 70 лет.
В 1970 году был принят Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который, несмотря на большое число внесённых изменений и дополнений, просуществовал до 1 июля 1997 года.
При сохранении производственного приоритета в 70-80-х годах шёл активный поиск новых форм воспитательной работы с осуждёнными. Расширялась сеть общеобразовательных школ, профессиональных училищ, создавались самодеятельные организации осуждённых, много внимания уделялось рациональному использованию свободного от работы времени.
В 1993 году впервые в истории УИС был принят важный закон: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Кроме определения целей и задач, основных направлений деятельности исправительных колоний и тюрем, уточнения прав и обязанностей сотрудников, предоставления им ряда социальных льгот, закон установил порядок контроля за деятельностью УИС.
В 1994 году произошла передача функций охраны из внутренних войск в уголовно-
исполнительную систему.
В 1998 году уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, а с 2004 года ей придан статус самостоятельного органа исполнительной власти – Федеральной службы исполнения наказаний.

В. ПОНОМАРЁВ, начальник филиала по Шпаковскому району
Уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по СК.
Рисунок С. КОЛЬЦОВА.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир