Спрашивали? Отвечаем: При наличии фактического оказания услуги

В нашу газету обратилось несколько жителей города Михайловска, которые утверждают, что компания «Эко-Сити», отвечающая в нашем районе за сбор и утилизацию твёрдых коммунальных отходов, отказалась заключать с ними договор на обслуживание. В компании якобы требуют сначала оплатить долг за 2018 год.
Правомерны ли действия мусороперерабатывающей организации, задаются вопросом граждане, в отказе установить с ней договорные отношения, начиная с 2019 года? Второй вопрос: законно ли требовать долг за период, в течение которого между потенциальным абонентом и региональным оператором по обращению с ТКО отсутствовали какие-либо правовые отношения? И, наконец, третий вопрос, с которым в газету наиболее часто обращаются горожане, законно ли требование «Эко-Сити» оформить документ (договор), датируя его январём 2018 года, то есть когда прошёл уже целый год?
Мы переадресовали эти вопросы в Шпаковскую районную прокуратуру. И вот что ответила нам заместитель прокурора района советник юстиции
Н. В. Рубанова:
– Сообщаю, что ваше обращение по вопросу оказания услуг в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, поступившее 22.01.2019 года в прокуратуру района, рассмотрено.
С 01.01.2018 года на территории Шпаковского района осуществляет свою деятельность региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Эко-Сити», которое избрано на конкурсной основе министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. 02.06.2017 года подписано соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО региональным оператором.
Пунктами 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» определено, что обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённой Постановлением Правительства РФ № 1156.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 28 Закона №89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечёт за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 148 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) – 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий. (Конклюдентные действия – это действия лица, которые показывают своим поведением желание вступить в определенные правоотношения (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении. Прим.–Ред.)
С учётом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 5 мая 1997 года № 14, договор будет признан заключённым, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.
В соответствии с п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
(далее – Закон № 89-ФЗ), договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с регио-
нальным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В связи с этим ООО «Эко-Сити» заключает договоры с потребителями в соответствии с указанными Правилами обращения с ТКО № 1156, предусматривающими процедуру и порядок заключения договоров, в том числе заключаются договоры текущей датой 2019 года. ООО «Эко-Сити», в силу публичности обязательств, не вправе отказать в заключении договора на обращение с ТКО, в том числе начиная с 2019 года.
Кроме того, договор считается заключённым не с момента оплаты услуги, а с момента её фактического потребления или даже намерения её потребления. Таким образом, заключение между потребителем и региональным оператором договора в письменном виде не обязательно, поскольку на него распространяются признаки публичного договора.
Плата за обращение с ТКО является коммунальной услугой и должна оплачиваться потребителями с момента её оказания.
В случае если фактически услуга по сбору и вывозу ТКО региональным оператором не оказывалась и им не представлены документы, подтверждающие фактическое оказание услуги, требование о погашении задолженности является незаконным. Кроме того, данный спор является предметом для разбирательства в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2018 года на территории Шпаковского района региональный оператор приступил к исполнению своих обязанностей по обращению с ТКО.
На основании изложенного, дата заключения договора должна быть указана в договоре в день фактического его заключения между потребителем и региональным оператором, однако срок действия договора по обращению с ТКО исчисляется с 01.01.2018 года, при наличии фактического оказания услуги.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир