Изменения  в ОСАГО

Самой горячей темой для российских автолюбителей по-прежнему остаются страховые полисы ОСАГО.  Сообщения о том, что с нового года их ждут реальные изменения, появлялись в прессе на протяжении всего прошедшего года. И вот сразу после рождественских каникул долгожданный час икс наступил. С изменениями в ПДД касательно ОСАГО, вступившими в силу с 9 января 2019 г. и опубликованными на сайте INFO-VSEM.RU, познакомилась наш корреспондент М. ПЕТРЕНКО.
Итак, основные изменения, которые ждут российских водителей при оформлении ОСАГО с 9 января 2019 года:
— изменение коридора базовых тарифов ОСАГО;
— изменение коэффициентов возраст-стаж;
— появление страхового омбудсмена по ОСАГО.
Базовые тарифы ОСАГО
с 9 января 2019
Значения базовых тарифов ОСАГО сейчас представляют собой тарифный коридор с минимальным и максимальным значениями. 9 января произойдет расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны. То есть, минимальное значение снизится на 20%, максимальное вырастет на 20%. Ниже приведены новые значения базовых тарифов ОСАГО для разных категорий транспортных средств.
Новые значения
базовых тарифов ОСАГО
1. Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категории «A», «M») – 694 – 1407 руб.
2. Транспортные средства категории «B», «BE»:
— юридических лиц – 2058 – 2911 руб.;
— физических лиц, индивидуальных предпринимателей – 2746 – 4942 руб.;
— используемые в качестве такси – 4110 – 7399 руб.
3. Транспортные средства категорий «C» и «CE»:
— с разрешённой максимальной массой 16 тонн – 2807 – 5053 руб.;
— с разрешённой максимальной массой более 16 тонн – 4227 – 7609 руб.
4. Транспортные средства категорий «D» и «DE»:
— с числом пассажирских мест до 16 включительно – 2246 –
4044 руб.;
— с числом пассажирских мест более 16 – 2807 – 5053 руб.;
— используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок – 4110 – 7399 руб.
5. Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb») – 2246 – 4044 руб.
6. Трамваи (транспортные средства категории «Tm») – 1401 – 2521 руб.
7. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей – 899 – 1895 руб.
Коэффициенты возраст-стаж ОСАГО
с 9 января 2019
Кроме базовых тарифов, с 9 января меняются значения коэффициента ОСАГО, зависящего от возраста и стажа водителя (КВС). Напомним, сейчас у КВС есть 4 значения:
— до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – 1,8;
— более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно –
1,7;
— до 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет – 1,6;
— более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет – 1.
То есть, на сегодняшний день при превышении возраста 22 года и стажа свыше 3 лет данный коэффициент становится равен единице и никак не влияет на стоимость ОСАГО.
Однако с 9 января линейка коэффициентов станет существенно шире. Теперь вместо текущих 4 значений появится градация сразу из 58 значений, от которых будет зависеть цена ОСАГО.
Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87. Для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста.
Если посмотреть новые значения, станет ясно, что для водителей младше 30 лет со стажем менее 10 лет коэффициент возраст-стаж вырастет. Чем младше водитель и меньше его стаж, тем больше будет коэффициент. А вот для водителей старшего возраста и с большим стажем коэффициент
наоборот станет понижающим. Например, водители возрастом 30 – 34 года со стажем 10 – 14 лет, водители старше 35 лет со стажем более 3 лет и т.д.
Страховой омбудсмен
с 9 января 2019
С 9 января 2019 года в России впервые вводится должность страхового омбудсмена, который будет в досудебном порядке решать споры по ОСАГО между автовладельцами и страховщиками. Им станет глава проекта ОНФ «За права заёмщиков» Виктор Климов.
Первый финуполномоченный в сфере страхования изначально займётся самой проблемной зоной в сегменте – ОСАГО. Известно, что на данный момент судебная статистика споров по «автогражданке» весьма неутешительна: ежегодно насчитывается более 300 тыс. исков. Задача первого страхового омбудсмена состоит в том, чтобы разгрузить суды от подобных дел.
Эта процедура для физлиц будет бесплатной. Отметим, имущественные споры по ОСАГО отправятся омбудсмену вне зависимости от суммы претензий, а остальные споры –
в тех случаях, когда заявляемые гражданами требования не превышают 500 000 рублей (если больше, то принимать решение будет суд).
Но это ещё далеко не всё. Минфин определил параметры второго этапа либерализации ОСАГО. С 1 сентября 2019 года тарифный коридор изменится на 30% вверх и вниз, а коэффициент мощности двигателя исключат из расчёта цены полиса.
Предполагается, что страховщики смогут сделать тариф более справедливым для автовладельцев при помощи расширения тарифного коридора:
— с 1 сентября 2019 г. до 30%;
— с 1 сентября 2020 г. – до 40% вверх и вниз от базового тарифа.
При этом будут отменены некоторые коэффициенты:
— с 1 сентября 2019 г. коэффициент мощности двигателя;
— с 1 сентября 2020 г. территориальный коэффициент.
Как следует из пояснительной записки к проекту, «максимальные отклонения в 30% и 40% являются оценкой влияния отмены каждого из указанных коэффициентов страховых тарифов и призваны не допустить компенсации недооценки страхового риска у одной категории страхователей за счёт страховых премий, уплаченных другой категорией страхователей».
Поправки предполагают, что страховщики смогут использовать два новых коэффициента:
— «нарушения ПДД»;
— «коэффициент страховщика».
Первый будет применяться по отношению к злостным нарушителям правил дорожного движения – тем, кто пересёк две сплошные, превысил скорость более, чем на 60 км/ч, проехал на красный сигнал светофора, сел за руль пьяным и т.п.
Второй будет давать страховщику возможность установить индивидуальную скидку для конкретного водителя.
Сегодня коэффициент мощности двигателя составляет от 0,6 (для транспорта с двигателем до 50 лошадиных сил) до 1,6 (свыше 150 л. с). Основная функция этого коэффициента –
социальная: он был принят для того, чтобы снизить стоимость на ОСАГО для малообеспеченных автовладельцев. По мнению авторов законопроекта, сама по себе мощность автомобиля не влияет на риск попадания в ДТП. Основным источником аварий является именно водитель и то, в какой мере он аккуратен на дороге, соблюдает правила дорожного движения и проявляет уважение к другим участникам движения. С переходом на справедливый персонализированный тариф отказ от этого коэффициента станет возможным.
Через 2 года, с 1 января 2020 г., должен быть отменён и территориальный коэффициент. Сейчас для разных территорий он составляет от 0,6 до 2. «Пока страховая компания не может предложить индивидуальный тариф автовладельцу, в тех регионах, где больше аварийность или процветает мошенничество, а значит, и выше риск наступления страхового случая, все страхователи так и будут платить усреднённую повышенную цену. И те, кто водит аккуратно, и те, кто постоянно попадает в аварии. А когда тариф станет индивидуальным, коэффициенты естественным образом отпадут», – говорит юрист, автоэксперт Сергей Смирнов.
Банк России подчеркивает, что важно отменять коэффициенты постепенно, поскольку резкий отказ, например от территориального коэффициента, негативно скажется на ряде регионов с низким показателем и на жителях небольших городов. Рассматривать их отмену можно только в привязке к полной индивидуализации тарифа, говорят в Российском союзе автостраховщиков.
Отмене коэффициентов будет предшествовать тарифная реформа, которая, как ожидается, состоится уже этой осенью. Центральный Банк предлагает расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз, изменение в системе расчёта КБМ и увеличение количества сегментов по возрасту и стажу водителей с ныне действующих 4 до 50.
«Мы активно поддерживаем реформу ОСАГО и шаги ЦБ и Минфина в этом направлении, – утверждает президент РСА Игорь Юргенс. – В текущей ситуации система расчёта стоимости полиса не учитывает индивидуальных рисков каждого водителя. Происходит дотирование одних сегментов
другими, и это исключает возможность установления справедливой цены».
Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир