Михайловск исчезнувший, но не забытый

Чем дальше в историю уходит прошлое нашего города, тем сильнее в наших сердцах возникает чувство лёгкой ностальгии. Оно связано с тем, что уже невозможно пройтись по старинным улицам, помнящим шаги наших известных земляков – как первых поселенцев, так и их потомков, творивших неповторимую историю города, края, страны. С тем, что с карты города исчезают дома, достопримечательности тех лет, а на их месте возникают новые современные объекты, памятники архитектуры, градостроительства, природного ландшафта. И только музей, истинный хранитель истории, помогает нам воссоздать полную картину того, как выглядел Михайловск, когда сюда пришли первые поселенцы, как из крохотного хуторка он превращался сначала в казачью станицу, потом в уездный центр, потом в город и т. д.
Для всех, кто интересуется историей города, кому дороги и памятны ушедшие в небытие места, наш музей проложил целую серию интереснейших маршрутов, прогуляться по которым можно и самому, и с коллективной экскурсией, послушать рассказы музейных работников.
Из множества экскурсий, сегодня выберем ту, что связана с историческим центром нашего города. Ещё в XIX веке в центре села два берега реки Чла соединял деревянный мостик, к югу от него на пригорке стояла кузня для ремонта телег и ковки лошадей, а к северу – мукомольная водяная мельница. В
1851 г. шли проливные дожди, и русло речки переполнилось мутной шумной водой, прорвав плотины прудов. Мостик рухнул, и в 1908 г. был построен каменный казённый мост. Рядом с мостом в 1960­х смонтировали эстакаду для пешеходного перехода.
В 1972 году начались масштабные работы по благоустройству центральной части поселения ( в те годы наш город был ещё селом и носил имя героя гражданской войны Ф. Г. Шпака), в том числе и вокруг речки Чла. Некоторое время не могли определиться, что делать с мостом: оставить или разрушить. Мост был сделан из пиленого камня, не имел ни просадок, ни трещин, его широкий проём хорошо справлялся с пропуском воды даже при самых сильных паводках, поэтому мост решили оставить, установив железобетонные конструкции в виде полуколец, которые применяют при строительстве элеваторов.
На одной из фотографий мы видим, как это место выглядело в 80­е годы прошлого столетия. По берегам реки был обустроен парк отдыха. Вдоль речки можно было прогуливаться и любоваться красивыми клумбами, переходить с мостика на мостик, посидеть и отдохнуть на лавочке. На реке до сих пор стоит памятник, он воспевает любовь к труду. В местных архивах нам даже не смогли дать точного ответа, в каком году этот памятник был установлен и как он точно называется. Такие архитектурные скульптуры характерны для советской эпохи 60­70­х годов, тогда их устанавливали всюду: в городах, сёлах и даже хуторах. Данная скульптура состоит из двух фигур: это мужчина и женщина, в руках они держат большую корзину с урожаем яблок и винограда. Местные жители часто называют этот памятник «Рабочий и колхозница».
В 1977 году машинист I класса Владимир Кухно пригнал пассажирский паровоз серии СУ 1925 года выпуска с ж/д ст. Тихорецкой на ст. Палагиада села Шпаковского. Сопровождающим был помощник машиниста Виктор Нелюбов. Далее паровоз со станции Палагиада доставляли на ул. Почтовую. Сначала спланировали площадку, на которую подогнали специально изготовленные сани с рельсами. Сани, как для паровоза, так и для вагонов, изготовила ДПМК «Крайколхозстроя», которую возглавлял тогда В. И. Демидов. Опыта транспортировки такого большого груза у местных специалистов не было. Тогдашний первый секретарь райкома партии КПСС Василий Петрович Куксов понимал рискованность этой операции: малейшая оплошность, неточность могли привести к большим неприятностям, и он обратился за помощью к газовикам из Рыздвяного. Бригада опытных монтажников выполнила эту работу со скрупулёзной точностью.
Транспортировка и установка паровоза чем­то напомнила операцию фронтовых времён. Куксов настоял, чтобы эта работа выполнялась ночью, что само по себе усложняло суть дела. Ночью же исключались помехи для движения транспорта и меньше было любителей­зевак. Василию Петровичу казалось, что так будет лучше. Но представьте себе, что творилось на улице Почтовой, когда ночную тишину разорвал грохот гусениц и рёв моторов трёх тракторов С­100. Сани с паровозом тащили два трактора, а третий двигался сзади для подстраховки и сдерживания, чтобы сани под уклон не оказались неуправляемыми. Тряслась земля, содрогались стёкла в окнах домов. Люди вышли на улицу и с недоумением наблюдали, как на полозьях тащат паровоз.
Особо трудным оказался поворот на исходную позицию перед центральной аптекой. Узкий проезд изначально вызывал сомнения. И если паровоз, который был тяжелее вагонов, благополучно прошёл в эти узкие ворота, то вагон, будучи длиннее, никак не вписывался в поворот и все­таки зацепил угол хаты. Но панику жильцов удалось погасить. На следующий день угол дома восстановили и сделали ремонт. К сожалению, памятник не дожил до наших дней, он был демонтирован в конце 80­х, на его месте построили одну из заправочных станций. А жаль, в своё время этот паровоз был любимой достопримечательностью горожан.
Л. Шамшина,
директор
историко­краеведческого музея
им. Н. Г. Завгороднего.
В материале использованы Фонды музея, книги «Неиссякаемая живучесть»,
«Восход Меркурия».

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир