30 июня – День изобретателя и рационализатора

Вечный двигатель ­- это возможно


Всё, что делает нашу жизнь комфортной, в своё время было просто идеей, родившейся в голове у изобретателя. Именно он доводит свою идею от мыслей до конкретного изделия. И всегда находится человек, способный улучшить и доработать первоначальную идею.
Где мы были бы без изобретений, которые облегчают нам жизнь? Наверное, обитали бы ещё в пещерах. Представьте себе жизнь без музыки, электричества, одежды и даже без нормальной членораздельной речи. Вклад изобретателей и рационализаторов не оценим, ведь благодаря их идеям современная жизнь становится всё легче. Вскоре, возможно, человеку совсем не нужно будет напрягаться, всё за него будут делать машины и искусственный интеллект. Хорошо это или плохо, сложно сказать. Сегодня, когда мир наполнен инновациями и гаджетами, люди делятся на два лагеря. Первые это те, кто поддерживают движение вперёд и облегчение жизни с помощью машин, вторые, их оппоненты, считают, что нас ждёт участь, как в знаменитом фильме «Терминатор» с Арнольдом Шварценеггером.
Эдисон в свое время сказал, что гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота. Придумывать что­-то новое – тяжёлый ежедневный труд, который чаще всего просто не виден широкой общественности.
День изобретателя и рационализатора в Советском Союзе был задуман как аналог Нобелевской премии, где проводили конкурс среди всех изобретений и рацпредложений за год и отмечали самые выдающиеся, давая звания, награды. Сейчас, к сожалению, празднику не уделяется должное внимание, но каждую последнюю субботу июня в России всеми, кто причастен к этому творческому процессу, отмечается День изобретателя и рационализатора.
Когда речь заходит об изобретателях, на ум сразу же приходят имена Александра Лодыгина, изобретателя лампы накаливания, Александра Попова, изобретателя радио, Ивана Ползунова, создателя двухцилиндровой паровой машины, Ивана Кулибина, механика­-самоучки, имя которого стало нарицательным для обозначения любого русского изобретателя. Этот список можно продолжать и продолжать, ведь именно российским изобретателям принадлежит авторство многих технических средств, изменившие историю человечества.
Пожалуй, в каждом населённом пункте нашей страны найдётся свой кулибин. Их имена всегда на слуху, а изобретения самоделкиных вызывают неподдельное удивление и восторг. В нашем городе к таким личностям относится Алексей Кузнецов.
Родом изобретатель из дагестанского Избербаша. Сколько себя помнит, Алексей Павлович всегда что­то выдумывал и конструировал, в его руках постоянно были молоток, плоскогубцы, мотки проволоки и всевозможные детали от бытовой техники. Но, что называется, по-­взрослому изобретательство захватило его, когда Кузнецов был призван в армию.
Служить солдату пришлось в одной из инженерных частей Группы советских войск в Германии. По роду службы регулярно приходилось иметь дело с армейской техникой и оборудованием. К третьему году службы солдат­-срочник стал уже автором двух серьёзных изобретений. Во-­первых, он додумался, как обходиться без болтов при монтировании бетонных блоков на строительстве подземных помещений, предложив защёлкивающие элементы, которыми, кстати, сегодня активно пользуются в армии при разворачивании, например, понтонных мостов. Во-­вторых, рядовой Кузнецов предложил очень эффективный способ разбортировки автомобильных шин, представив командованию части оригинальный и до гениальности простой в сборке рычажный механизм. Генерал был так потрясён рационализаторским предложением солдата, готовящегося к демобилизации, что сначала предложил Кузнецову остаться на сверхсрочную, а после отказа последнего даже пообещал протекцию при поступлении в технический вуз. Но не зря же говорится, что талантливый человек талантлив во всём. Рядовой Кузнецов сильно увлекался техникой. Однако не менее сильно его влекло изобразительное искусство. На протяжении всего срока службы он оформил не один армейский клуб, украсив стены и фасады монументальными картинами на патриотическую тематику. Много живописных полотен солдат оставил после себя и во внутренних помещениях казарм, клубов и столовых. Словом, палитра художника взяла верх в выборе будущей профессии, хотя напоследок Алексей удивил сослуживцев и командование ещё одним изобретением. Солдат на бумаге изобразил чудо-­технику, изумившую своей многофункциональностью даже убелённых сединой инженеров. На одной гусеничной платформе от танка изобретатель-­самоучка расположил бульдозерную лопату, которую в любой момент можно было снять, подъёмный кран и ковш экскаватора со стрелами и стальными канатами. Изобретение обещало колоссальную экономию горючего, а также сокращало количество рабочих рук. Однако на испытательном полигоне очередное своё детище изобретатель так и не увидел, поскольку срок службы в армии подошёл к концу.
Демобилизовавшись из Вооружённых сил, Алексей вернулся на родину, в Дагестан, где был принят на работу слесарем по ремонту станков на завод электроэнергетического оборудования в городе Избербаше. Параллельно он поступил на заочное отделение московского филиала университета искусства имени Н. К. Крупской, мечтая стать художником-­живописцем. Работая на заводе, молодой рабочий не раз выдвигал рационализаторские предложения, демонстрировал свои изобретения применительно к станкам, которые ремонтировал.
Спустя шесть лет, когда он стал дипломированным специалистом, Алексею предложили должность заводского художника. Затем жизнь так сложилась, что Кузнецов переехал в Ставрополь, где также работал художником на заводе «Красный металлист».
На Ставрополье начался второй этап, если так можно сказать, бурного изобретательства молодого рационализатора. Сначала он предложил дирекции завода автоматизированный механизм для штукатурки стен. Изобретение в два-­три раза увеличивало производительность труда, освободив от трудоёмкого процесса такое же количество рабочих. Однако для продвижения штукатура-­автомата в производство в краевом комитете по изобретениям нужно было получить необходимые бумаги. Ходить по кабинетам Алексей Павлович не любил, да и не хотел это делать, поэтому изобретение так и осталось на уровне экспериментального образца.
Художник, а Кузнецов во всех смыслах относится именно к такой категории людей, всегда стремится, чтобы его творения получили признание. Причём как у почитателей его таланта, так и у официальных структур. А для этого требуется документальное подтверждение. Для изобретателя необходимо получить авторское свидетельство. Поэтому в кабинет комитета по изобретениям и техническим усовершенствованиям ставропольскому кулибину обратиться всё же пришлось, поскольку без патента другое изобретение Кунецова не могло иметь продолжения. Изобрёл же Алексей Павлович устройство для механизированной кровли крыш жидким битумом. В СМУ­1 краевого треста «Промстрой» высоко оценили изобретение, за которое наш экспериментатор получил первое авторское свидетельство.
Вдохновлённый победой, А. П. Кузнецов принялся за разработку следующего изобретения – газотурбинного двигателя, или, как сам называет своё детище рационализатор, свободно-поршневого генератора газа. Нет смысла вдаваться во все тонкости агрегата, но главная идея изобретения – полное выгорание топлива в камере сгорания двигателя, что в экологическом плане – настоящая революция в истории моторостроения. В отличие от двигателей внутреннего сгорания, которые работают на основе сжатия поршней, в газотурбинном двигателе все процессы происходят в потоке движущегося газа. Сжатый атмосферный воздух из компрессора поступает в камеру сгорания, куда также подаётся топливо, которое, сгорая, образует большое количество газообразных продуктов сгорания под высоким давлением. Затем в газовой турбине энергия давления продуктов сгорания преобразуется в механическую работу за счёт вращения лопаток, часть которой расходуется на сжатие воздуха в компрессоре. Остальная часть работы передаётся на приводимый агрегат. Работа, потребляемая этим агрегатом, и считается полезной работой двигателя.
Кто­то может сказать, вот, дескать, Америку открыл, газотурбинные двигатели уже давно существуют и применяются в авиастроении, устанавливаются на танках и сверхмощных тягачах, в тоннелях для вентиляции. Действительно, применяются и устанавливаются. Но ведь Алексей Павлович Кузнецов предлагает устанавливать газотурбинные двигатели на… автомобилях и прочём автотранспорте. Он намного компактнее тех, которые выпускаются для тех же самолётов, гораздо экономичнее применяемых ныне в автомобилестроении, а, главное, вырабатывает в разы меньше вредных веществ, отравляющих атмосферу.
Документы на это изобретение Кузнецова до сих пор находятся на Ярославском моторном заводе. Соавтором ставропольского изобретателя в своё время выступил заместитель главного конструктора завода Ю. А. Баженов. Работая над усовершенствованием своего изобретения, Кузнецов получил три авторских свидетельства на газотурбинный двигатель.
То, что всё новое, тяжёло пробивает себе дорогу, – истина, не требующая доказательств. Свободнопоршневой генератор газа Кузнецова из этой серии. Пока никто из меценатов­промышленников не ухватился за это изобретение. Да это и понятно. В условиях, когда в стране всё замыкается на нефтяном лобби, трудно рассчитывать, что газотурбинным двигателям дадут зелёный свет. Во всяком случае, в ближайшей перспективе. Однако сам изобретатель надежд не теряет и продолжает удивлять очередным ноу­-хау.
В последние годы А. П. Кузнецов проживает в Михайловске и продолжает творить. Целиком и полностью его захватила идея… вечного двигателя. Изобретатель убеждён, что его создание – дело времени. Сам изобретатель давно бьётся над идеей вечного двигателя и кое-­чего уже достиг в этом деле. Он создал экспериментальный образец агрегата закрытого цикла. Система работает на основе электрогенератора, вырабатывающего электроэнергию. Электрическая энергия подогревает воду, образуется пар, возникает давление, которое и заставляет вращаться турбину. Алексей Павлович продемонстрировал автору этих срок принцип работы паротурбинного агрегата с электрогенератором, правда, для запуска системы изначально пришлось воспользоваться электрической сетью. Чтобы создать автономный источник питания для запуска агрегата закрытого цикла, потребуется аккумуляторная батарея, или специальная горелка, но на это потребуются время, а, главное, деньги, которых у изобретателя нет. И здесь была бы весьма своевременной поддержка заинтересованных лиц.
Паротурбинный агрегат с электрогенератором, говорит изобретатель, можно установить в теплице, на даче, в конце концов, в доме. Он вполне может заменить дорогие в эксплуатации дизельные электрогенераторы, которыми граждане пользуются в случаях аварий на ЛЭП. Помимо того, что агрегат будет вырабатывать электроэнергию, он ещё обеспечит жильё теплом.
Паротурбинный агрегат можно установить также на транспортные средства в качестве энергетической установки, в том числе и на летательные аппараты. Кстати, у Кузнецова имеется разработка такого летательного аппарата, на который также имеется патент.
На «вечный двигатель» в 2014 году изобретатель получил патент, рецензию на агрегат закрытого цикла подготовил доктор наук, член-­корреспондент Российской академии наук В. Д. Ковалёв, ныне работающий на ставропольском заводе «Электроавтоматика».
Возможно, время для изобретений А. П. Кузнецова ещё не пришло. Однако и опоздать с реализацией кузнецовских проектов никак нельзя. И опасения эти не напрасны, ведь история знает много примеров, когда новаторские идеи и разработки отечественных самоделкиных, людей талантливых, нестандартно мыслящих, либо не находили отклика у государственных мужей, либо «всплывали» за границей, но уже в качестве серийного продукта. Само собой и авторство изобретения принадлежало уже иностранному государству. Вспомним, отца и сына Черепановых с нижнетагильского завода, построивших паровоз на паровой тяге. Они были первыми, однако авторство изобретения паровой машины сегодня принадлежит англичанину Уатту. А как несправедливо поступила судьба с другими изобретениями русских инженеров. Например, изобретением телевизора, создателем которого является выпускник Санкт-­Петербургского Технологического института Владимир Козьмич Зворыкин, но родиной «рождения» электронного аппарата считаются США. Или, скажем, изобретением вертолёта, идея которого, а также первое конструирование, принадлежат Игорю Ивановичу Сикорскому, оказавшемуся невостребованным в России, зато нашедшего финансовую и прочую поддержку за океаном.
Изобретатели – люди уникальные. Это настоящие подвижники и самородки. Погружаясь с головой в свои, на первый взгляд, фантастические проекты, они забывают обо всём и не просят многого. Может быть, лишь чуточку внимания. Бескорыстно делясь своими маленькими идеями, отечественные кулибины делают большое дело – способствуют стране стать технически сильнее и конкурентоспособнее.

С. СЕМЁНОВ. Фото автора.

Великие русские изобретатели

  • И. И. Ползунов (первый в мире тепловой двигатель).
  • С. О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель).
  • А. Ф. Можайский (изобретатель первого в мире самолёта).
  • Н. И. Кибальчич (впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата).
  • А. М. Понятов (первый в мире видеомагнитофон).
  • А. М.Прохоров и Н. Г. Басов (первый в мире квантовый генератор).
  • Е. М. Артамонов (изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулём, поворачивающимся колесом).
  • Г. Е. Котельников (первый ранцевый спасательный парашют).
  • Д. А. Загряжский (изобрёл гусеничный ход).
  • А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машина).
  • А. К. Нартов (построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом).
  • П. И. Прокопович (впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками).
  • И. Ф. Александровский (изобрёл стереофотоаппарат).
  • М. А. Капелюшников (изобрёл турбобур).
  • П. А. Молчанов (создал первый в мире радиозонд для метеорологии).
  • Б. О. Якоби (изобрёл гальванопластику и первый в мире электродвигатель с непосредственным вращением рабочего вала).
  • К. С. Джевецкий (построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем).
  • Н. Н. Бенардос (изобрёл электросварку).
  • С. В. Лебедев (впервые получил искусственный каучук).
  • Н. Д. Зелинский (разработал первый в мире угольный высокоэффективный противогаз).
  • Л. И. Куприянович (создал первый в мире мобильный телефон).
Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир