Ну дела! Хождение по мукам

Ну дела!
Хождение по мукам
То, что отечественные чиновники не спешат выполнять указы президента, правительственные постановления и законные акты, уже давно не секрет и воспринимается как само собой разу­меющееся. Система власти, похоже, даёт сбой, а может быть, и вовсе уже исчерпала себя в прежней форме. И, несомненно, в модели управления страной, главная цель которой – благо людей, нам также нужно что­то менять, то есть и здесь необходим рывок.
Свою историю о многолетней битве с чиновниками из администрации
г. Михайловска рассказал нам Валерий Ярцев, пенсионер, построивший дом в садовом товариществе «Колос», которое располагается через дорогу напротив ЦРБ.
В теперь уже далёком 2002 году Валерий Никитович с семьёй переехал в наш город из Ипатово. На прежнем месте было тяжело с работой, поэтому выбор пал на Михайловск, пригород краевой столицы, где шансов найти работу во все времена гораздо больше.
Живя в съёмной квартире, сам глава семейства, его отец, ветеран Великой Отечественной войны, жена, сын и дочь прописались по разным адресам у знакомых и незнакомых людей, работали же в Ставрополе.
Денег от продажи дома в Ипатово у Ярцевых хватило лишь на покупку земельного участка в садовом товариществе. Но и ему Ярцевы были рады, ведь их грела надежда, что рано или поздно своё жильё у них всё-­таки появится.
Всё свободное время Ярцевы проводили на стройке. Экономили, во всём обделяя себя, всю зарплату тратили на строительство дома, прокладку водопровода и газопровода, электросетей. Когда чуть-­чуть обжились, Валерий Никитович отправился в городскую администрацию, чтобы получить разрешение на признание дома пригодным для постоянного проживания с последующей регистрацией, но получил отказ.
Что такое в нашей стране регистрация по месту проживания? Пожалуй, это всё, поскольку без неё гражданину будет недоступно большинство услуг и гарантий от государства. А чтобы ими пользоваться, необходима постоянная регистрация, постоянная же регистрация возможна лишь при наличии собственного жилища.
К тому времени, когда В. Н. Ярцев впервые обратился в гор-администрацию, территория садового товарищества «Колос» уже относилась к землям населённого пункта и где часть дачников уже имела регистрацию. Но на вопрос, почему нельзя узаконить своё фактическое место жительства, ответ был один, мол, земля «Колоса» – это земля садового товарищества, где жилищное строительство не предусмотрено. Чтобы доказать обратное, несостоявшийся горожанин отправился в Управление Роснедвижимости по СК и заручился справкой, в которой чёрным по белому было написано, что земля СТ «Колос» относится к категории земель населённых пунктов. А землями населённых пунктов, согласно п.1 статьи 83 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 года, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населённых пунктов. Чуть позже эта справка была подкреплена ещё одной, точно с таким же содержанием, но из комитета имущественных отношений администрации Шпаковского муниципального района. Однако справки не помогли, в городской администрации по-­прежнему не желали идти навстречу семье Ярцевых.
Валерий Никитович не отчаялся. Он вообще очень активный человек, настойчивый и целеустремлённый, которого не испугаешь чиновником. Остро реагирующий на любую несправедливость, правдоискатель отправился в суд. Судебных заседаний, на которых рассматривался вопрос признания садового дома семьи Ярцевых жилым, насчитается с десяток. И на всех этих заседаниях присутствовали представители городской администрации.
В. Н. Ярцев никак не мог понять одну вещь: как он, коренной ставропольчанин, чьи родители поднимали сельское хозяйство нашего края, сам всю жизнь трудившийся на предприятиях Ставрополья, оказался в ситуации изгоя.
Суды – дело долгое. И пока они тянулись, другой суд, Конституционный суд России, который буквально завалили письмами из провинции с требованием узаконить регистрацию на дачах и в садовых товариществах, услышал мольбы страждущих граждан. В 2008 году КС своим постановлением от 14 апреля за №7­П разрешил строительство и регистрацию на дачных участках, находящихся в черте города и относящихся к землям поселений. Дальше – больше. В
2011 году Конституционный суд РФ разрешил регистрацию граждан и в дачных товариществах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.
Казалось бы, решение Конституционного суда нужно выполнить. Однако чиновники, похоже, не обратили внимания на «дачную амнистию» и предъявили другую «вескую» причину невозможности Ярцевыми получить постоянную регистрацию в СТ «Колос». Они указали на то, что в нескольких километрах от садового товарищества располагается аэропорт, а это значит, что дачи находятся в так называемой дискомфортной зоне, а сами дачники построили дома незаконно.
В. Н. Ярцев не опустил руки. Напротив, он решил доказать бюрократам, что взлёты и посадки самолётов никак не мешают жизни дачников, а если и мешают, то ровно настолько, насколько их рёв доставляет неудобства жителям города Михайловска. Заплатив за экспертизу, активист обратился за помощью к специалистам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Центр гигиены и эпидемнадзора в Ставропольском крае», которые вынесли однозначный вердикт: уровень звуков не превышает нормативных значений, предусмотренных санитарными правилами и нормами. Попутно были измерены уровень магнитного излучения и напряжённость электрического поля. Но и по этим показателям всё было в норме. Впрочем, с этим доводом в администрации не согласились. Дескать, во время проведения замеров работники администрации не присутствовали. Хорошо, В. Н. Ярцев опять платит, опять приглашает специалистов, приглашает и работников городской мэрии. И вновь экспертиза ничего запрещающего для проживания на дачах не обнаружила.
Чтобы окончательно убедить всех сомневающихся в объективности проведённых замеров, дачник приглашает специалистов из другой организации – ООО «ГеоКом». Результат иследований аналогичен результатам двух предыдущих экспертиз. Цитируем выдержку из санитарно­-эпидемиологического заключения: «Установлено, что удалённость границы земельного участка гр. В. Н. Ярцева
находится на расстоянии, позволяющем строить жильё». Но ответы санитаров­-эпидемиологов никак не убедили чиновников.
А между тем рассмотрение последнего искового заявления В. Н. Ярцева в районном суде шло к своему логическому завершению. Суд обязал руководство аэропорта Ставрополь провести свою экспертизу по поводу шумового фона, который создают самолёты во время взлётов и посадок. Для проведения экспертизы аэропорт нанял независимую организацию из Санкт­Петербурга –
«Северо­Западный научный центр гигиены и общественного здоровья». Конечно же, не бесплатно. Экспертиза обошлась авиаторам в круглую сумму. Но оно того стоило. Во всяком случае, для всех дачников, проживающих в СТ «Колос», коих насчитывается свыше 350.
Санитарно­-эпидемиологическое заключение звучит как контрольный выстрел: земельный участок №13 садового товарищества «Колос», принадлежащий Ярцеву В. Н., в санитарной зоне ОАО «Международный аэропорт Ставрополь», не находится. И вообще вся территория СТ «Колос» не относится к дискомфортной зоне аэропорта.
Валерий Никитович заключение питерских специалистов из Центра гигиены сравнивал уже не со Сталинградской битвой и даже не с битвой на Курской дуге. Это было взятие Берлина. Он слегка обмяк, чиновники стали ему казаться уже не такими бездушными и толстокожими. Пенсионер уже всерьёз стал подумывать о том, что причина его несчастий кроется в цифре 13. Достанься ему участок под номером 14 или 15, всё было бы хорошо. И это благодушное настроение сыграло с ним злую шутку. Как гром среди ясного неба было решение районного суда, принявшего сторону администрации города. Эмоции зашкаливали: «Театр абсурда! Абракадабра какая­-то! Бред! Нелепость! Бессмыслица!». Не выдержав нервного перенапряжения, Валерий Никитович угодил в реанимацию. Однако, находясь на грани жизни и смерти, он не собирался сдаваться. В. Н. Ярцев был крепким орешком и обладал бойцовским характером. Чуть отойдя от болезни и окрепнув, вновь отправился в суд.
И на солнце есть пятна. Видимо, в недрах третьей власти не сработала какая-­то шестерёнка. Перезагрузив процесс, суд вскоре принял совершенно противоположное решение, признавшее дом пригодным для постоянного проживания и разрешившее гражданину В. Н. Ярцеву регистрацию по непосредственному месту жительства.
На доказательство своего законного права на регистрацию по месту жительства у Валерия Никитовича Ярцева ушло 12 лет. Но, похоже, что поле брани покидать ещё рано.
Новоиспечённый михайловец недавно пошёл в администрацию города с просьбой, чтобы ему изменили вид разрешённого использования земельного участка. Он хотел, чтобы из дачного его перевели в учас­ток под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. Основание: акт установления нормативной цены земельного участка от 2002 года, в котором сказано, что участок относится к категории земель населённых пунк­тов с разрешением использования земель под ИЖС и ведение личного подсобного хозяйства. То же самое говорит и Публичная кадастровая карта. Но в администрации пенсионера уже «ждали», заняв глухую оборону. Ответ обескуражил: «Рассматриваемый участок входит в состав садового товарищества, на территории которого предполагается ведение гражданами садоводства и огородничества. Следовательно, жилищное строительство не предусмотрено». Опять двадцать пять. Как будто бы не было ни решения Конституционного суда, ни решения районного суда, ни заключений санитарно­эпидемиологических экспертиз. Ни того, что после последнего заседания районного суда жителей садового товарищества «Колос» стали прописывать без нер­вотрёпки и треволнений. Правда, по решению суда. Однако ж без дорогостоящих санитарно-­эпидемиологических экспертиз.
Выходит, что Валерий Никитович Ярцев рано закопал топор войны. Надо готовиться к следующему кругу ада, который ему однажды уже пришлось пройти. Хотя чистилище, которое Данте изобразил в своей «Божественной комедии», покажется лёгкой прогулкой по сравнению с тем, что пришлось пережить пенсионеру из Михайловска в попытке добиться справедливого решения с регистрацией по месту фактического проживания.
А что говорит первоисточник по поводу дачных домов, то есть постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года? А именно пункт 3.2 статьи 1. Читаем: «В отличие от прежнего порядка государственного учёта жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учёта жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания, что не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду». Как говорится, шах и мат. Конституционный суд России не исключает такой возможности. Но, видимо, такая трактовка поправки в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» даёт возможность местным чиновникам присвоить право запретить дачные дома считать индивидуальным жильём. Исключается даже мысль об этом. Но вряд ли такой ответ устроит жителей «Колоса», которые хотят жить по закону, а не по окрику кабинетного начальника.
С. СЕМЁНОВ.
Фото автора.
P.S. Когда верстался номер, из администрации г. Михайловска пришёл официальный ответ на наш запрос по поводу жалоб дачника СТ «Колос». Ничего нового в администрации города нам не сообщили. По сути, это отписка, в которой сказано, что «территория садоводческого товарищества «Колос» находится в территориальной зоне «Зона дачных и садоводческих объединений», предназначенной для ведения садоводства, огородничества и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке, для строительства сооружений, как сезонного, так и круглогодичного использования, кроме жилищного строительства». Что «территория садоводческого товарищества «Колос» находится в зоне ограничения жилой застройки по ГОСТ 22283­88 (Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. – Ред.). Что «наличие зоны ограничений при размещении объектов в районе аэродромов, как показала практика, является основанием для отказа в регистрации по месту жительства в садовых домах в судебном порядке».
Вот и всё. И ни слова о санитарно-­эпидемиологических экспертизах, которые бы хоть полусловом упоминали о каких-­либо «зонах ограничений».

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир