Равное образование для всех

ovz1-720x340
В 2016 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьёзные изменения в законодательстве всей социальной сферы.
В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 10 тысяч – дети с инвалидностью.
Перед министерством образования и молодёжной политики Ставропольского края, всей краевой системой образования стоит задача по созданию полноценных условий для получения детьми образования, независимо от степени состояния их здоровья.
На краевом уровне принят ряд концептуальных документов, которые позволяют взаимодействовать профильным ведомствам по выявлению, в том числе раннему, реабилитации и абилитации детей с особыми потребностями. Это и краевая концепция инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, и концепция ранней помощи детям, и регламент межведомственного взаимодействия различных структур по вопросам реабилитации и абилитации детей­-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ставропольского края и другие.
Для раннего выявления и сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения в состоянии здоровья, краевым мин-обром на базе государственных образовательных организаций региона созданы специализированные центры. Среди них – Центр тифлокондуктивных технологий школы-­интерната для слепых детей в городе­курорте Кисловодске, Центр ранней помощи для глухих и слабослышащих детей школы-­интерната для глухих детей и Центр ранней помощи краевого психологического центра в городе Ставрополе. Для детей с нарушениями опорно­двигательной системы работает Реабилитационный центр «Благо» на базе государственной школы­интерната в Красногвардейском районе. Более 200 ставропольских детей с диагнозами ДЦП, сколиоз, дисплазия тазобедренных суставов прошли курс реабилитации в этом центре. На базе государственных специализированных школ в городах Пятигорске, Кисловодске, Георгиевске и Ставрополе функционируют группы кратковременного пребывания для детей с инвалидностью дошкольного возраста.
В Краевом психологическом цент­ре города Михайловска создано отделение социально-­трудовых компетенций для детей с синдромом Дауна и нарушениями аутистического спектра. Дети занимаются в гончарной мастерской, театральной и художественной студиях.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в крае развивается дифференцированная система образовательных организаций с учётом состояния здоровья детей.
В системе дошкольного образования функционируют 14 государственных детских садов, создано 485 групп компенсирующей и комбинированной направленности в муниципальных детских садах. Дошкольное образование в них получают более 6 тысяч детей с особыми образовательными потребностями и 850 детей­-инвалидов.
Для этой группы детей в крае работают 25 коррекционных общеобразовательных организаций, в которых по состоянию на 1 сентября 2017 года обучается более трёх тысяч детей. С каждым годом востребованность специализированных школ среди родителей растёт, потому что именно в них сфокусированы кадровые и материальные ресурсы, необходимые для обучения особенных детей. В общеобразовательных школах края инклюзивно обучаются 6822 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Краевое министерство образования и молодёжной политики активно пропагандирует среди родительской общественности инклюзивное образование, которое даёт возможность социализации детей.
Для детей инвалидов очень важна помощь психолога, логопеда, дефектолога. Краевым профильным министерством предпринимаются необходимые меры не только по сохранению, но и развитию психологической службы в системе образования. С
2016 года в системе образования края функционирует 9 психологических центров (4 краевых с тремя филиалами в городах Ставрополе, Михайловске и Пятигорске, а также в ряде муниципалитетов края –
Нефтекумском, Александровском, Труновском, Туркменском районах и 5 муниципальных –
в Будённовске, Невинномысске, Кисловодске, Георгиевске и в Кочубеевском районе). Только в 2017 году на базе этих центров была оказана психолого­-педагогическая помощь 15300 тыс. детей и их родителям.
Безусловно, для обучения детей­-инвалидов, необходимо создать условия архитектурной доступности. Для этого в стране и в крае реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011 –
2020 годы, в рамках которой до 2020 года в образовательных организациях предполагается создать условия для беспрепятственного доступа детей-­инвалидов. Участие в программе позволило создать условия доступности в 229 образовательных организациях края. На эти цели из средств консолидированного бюджета направлено 173893,518 тыс. рублей.
В инклюзивной вертикали профессиональное образование детей с ОВЗ и инвалидностью является важным звеном на пути к самостоятельной жизни.
В десяти профессиональных образовательных организациях края, подведомственных краевому министерству образования и молодёжной политики, разработаны и внедрены программы профессионального обучения, адаптированные для обучения детей-­инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по следующим профессиям: «Повар», «Оператор электронно-­вычислительных и вычислительных машин», «Столяр строительный», «Штукатур», «Каменщик», «Облицовщик­-плиточник», «Портной», «Изготовитель пищевых полуфабрикатов», «Кондитер (общественное питание)», «Столяр», «Слесарь-­сантехник», «Пекарь». В крае по 12 направлениям обу­чается более 250 человек.
Особое внимание краевое министерство образования и молодёжной политики уделяет подготовке педагогических кадров, которые работают с особыми детьми.
На базе Ставропольского государственного педагогического института существует кафедра дефектологии, профессорско­преподавательский состав активно участвует в краевых обучающих семинарах для учителей по актуальным вопросам в сфере инклюзивного образования.
В Северо­Кавказском федеральном университете работает интер­активная площадка «Территория взаимопонимания», имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями слуха, зрения, опорно-­двигательного аппарата. Здесь проводятся конференции, семинары, обучающие занятия для педагогов края, работающих с детьми­-инвалидами.
В Ставропольском институте развития образования выделено целое направление по инклюзивному образованию, работает центр дистанционного образования для детей-­инвалидов.
Необходимо отметить, что результатом совместной работы краевого профильного министерства, образовательных организаций и родителей являются достижения ставропольских ребят на соревнованиях, чемпионатах, конкурсах всероссийского уровня. Так, обу­чающиеся ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа­-интернат №36 города Ставрополя» и ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-­интернат №18» города­-курорта Кисловодска ежегодно становятся дипломантами и лауреатами Международного фестиваля детского творчества «Шаг навстречу» (г. Санкт­Петербург).
В 2016 году в первенстве России по спорту слепых в Республике Башкортостан, в Южно­российской спартакиаде по лёгкой атлетике в городе Волгограде юные ставропольчане завоевали 28 медалей различного достоинства. Среди которых 11 золотых, 9 серебряных и 8 бронзовых.
В сентябре 2017 года в Истринском районе Московской области во Всероссийской спартакиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья делегация Ставропольского края завоевала 10 медалей в личных зачётах и заняла 3­е место в общем зачёте.
Учащиеся коррекционных школ ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями и становятся победителями в номинациях «Швейное дело», «Столярное дело», «Растениеводство», «Кулинария».
Главная задача краевого министерства образования и молодёжной политики – создание равных условий для получения образования всеми без исключения детьми. Для этого в сфере инклюзии всему обществу предстоит пройти непростой путь, и, только сообща, взявшись за руки, можно получить положительный результат.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир