Земля нуждается в «лечении»

00028082

В одном из номеров нашей газеты была опубликована статья о фермере Сергее Троицком из села Сенгилеевского, который полностью отказался от минеральной подкормки посевов и для восстановления плодородия почвы активно использует сидеральные удобрения, а проще говоря, растенияпредшественники. В жатву 2016 года фермер получил неплохой урожай зерновых. На публикацию поступило много откликов. Своё слово сказали и представители сельхознауки. Сегодня мы беседуем с А. Ю. Раковым, доктором сельскохозяйственных наук, значительную часть своей жизни отдавшему работе в СНИИСХе и много внимания уделявшему вопросам фитомелиорации.

Александр Юрьевич, так можно ли сегодня обойтись в сельскохозяйственном производстве без «химии»?

Полностью, безусловно, отказаться от тех же минеральных удобрений не удастся. Но двигаться в этом направлении необходимо. Сама жизнь рано или поздно заставит нас принять во внимание многолетний опыт предков.

Не грозит ли «опыт предков» потерей урожаев?

Процесс этот будет мучительным и болезненным. И, естественно, очень продолжительным, не одномоментным. Но альтернативы у «зелёных» технологий просто нет, к этому подталкивает неблагоприятная экологическая ситуация, сложившаяся в сфере взаимодействия человека и природы. Что касается урожаев, так ведь высокие урожаи достигаются и без применения химических средств воздействия на растения.

Вот посмотрите, что происходит в настоящее время в сельском хозяйстве. Мы ежегодно закапываем в землю миллионы тонн химических соединений. Пока они ещё усваиваются почвой, но не полностью. Значительная часть «мигрирует» в почве на глубину до грунтовых вод, загрязняя их, в результате сама почва деградирует от инородной химии. Сегодняшнюю «болезнь» сельхозотрасли можно сравнить с тяжёлым недугом человека, который из года в год применял сильнодействующие лекарства, и вдруг они перестали снимать боль.

Сравнение, конечно, впечатляет, но где же нам взять такое количество органики (имеющегося поголовья скота явно недостаточно), чтобы восполнить недостаток питательных веществ в почве в случае отказа от минеральных удобрений?

Повторюсь: переход на «зелёные» технологии в сельхозотрасли затянется на десятилетия. Причём не полный, а частичный. И в большей степени это понадобится для оздоровления почвы. Второе: как подсказывает опыт последних двух десятков лет, без животноводства сельское хозяйство превратилось в какоето однобокое конвейерное производство. Я бы сказал, ущербное производство. И славу богу, что в этом вопросе уже многое делается. Например, принимаются федеральные и региональные программы по развитию животноводческой отрасли. И, наконец, третье, о чём я бы хотел поговорить более подробно, – о фитомелиорации в сельском хозяйстве.

Сошлюсь на опыт наших соседей, ростовчан. В Ростовской области разработаны приёмы возделывания занятых и сидеральных паров, вплоть до расчёта количества азота, фосфора, калия, которые попадают в почву при заделке «зелёных» удобрений. Эффект получился весьма значительный. И прежде всего с точки зрения экономии финансовых средств. Так, в 2015 году один килограмм каждого действующего вещества азота, фосфора и калия нитроаммофоски стоил 110 рублей. В занятом эспарцетовом пару на один гектар экономия на минеральных удобрениях составила более 14 тысяч рублей. Используя сидеральный пар, экономия достигается ещё значительней – 34 тысячи рублей. И это только на один гектар. Если же взять 1000 га, экономия денежных средств выльется в миллионы рублей. Не забывайте, что стоимость минеральных удобрений постоянно увеличивается. Уже в этом году рост составил 45 процентов. Значит, на сколько же возросла экономия от занятых и сидеральных паров?

Следующее: на протяжении длительного времени мы проводили опыты с сидеральными культурами. И выяснилась замечательная вещь. В некоторой степени сенсационная. Под сомкнутыми травостоями во время вегетации нами было обнаружено увеличение количества воды, сравнимое с осадками. Это вызвано таким явлением как конденсация транспирационных (от растения) и адвективных (влага, приносимая воздушными массами) паров атмосферы в почвогрунтах. Урожай озимых на опытном поле достиг 100 центнеров с гектара! Подсчитали мы и количество сухого органического вещества, то есть соломы и корней. Получилось 30 тонн с гектара. А что такое солома и корни? Это органическое удобрение. И заметьте, экологически чистое удобрение и, что немаловажно, совершенно бесплатное.

Вы сказали, что под сомкнутым травостоем скопилось значительное количество воды. Для понимания давайте сравним её объём с атмосферными осадками.

Чтобы с одного гектара собрать 10 тонн зерна, понадобится не менее 1350 мм осадков в год. В лесостепи выпадает самое большее 700 мм. При этом надо учесть, что из этих 700 мм часть влаги испаряется. Непонятно по какой причине, но наша наука почему то прохладно отнеслась к результатам наших исследований. В то время как в Германии эта идея нашла понимание, там была напечатана наша книга «Фитомелиорация как средство коэволюции планеты». Я осознаю, что потребуется ещё экспертиза на фундаментальность полученного результата. Но ведь для такого рода исследований необходима лаборатория по фитомелиорации. И здесь без помощи Федерального агентства научных образований, Российской академии наук, министерства сельского хозяйства Ставропольского края не обойтись.

Наука должна заниматься научными изысканиями и должна быть «заточена» на результат. И на это обратил внимание президент В. Путин на заседании Совета науки и образования РАН, которое состоялось 23 ноября.

К сожалению, ставропольская наука в вопросах фитомелиорации отстаёт от ростовчан. У нас метод биологического восстановления почв чаще можно встретить на производстве. Пример: тот же фермер Троицкий из Сенгилеевского. Или колхозплемзавод имени Ленина в Арзгирском районе, где отказались от использования минеральных удобрений. Самое интересное, что я выяснил в разговоре с руководителем этого хозяйства Анатолием Ивановичем Штельмахом, они используют разработку Прикумской опытноселекционной станции.

Хотелось бы вернуться к началу нашего разговора. Скажите, сидеральный приём почвообработки везде оправдан или же в расчёт нужно принимать отдельные районы?

В перспективе этот метод может применяться абсолютно на всех видах почв и в любой почвенноклиматической зоне. Как уже отмечалось, широко применять занятые и сидеральные пары начали хозяйства Ростовской области. У наших соседей посевы с сидеральными культурами используются вместо чистого пара. В качестве растенийудобрений ростовчане рекомендуют эспарцет, донник, вайду красильную. Эти культуры уже следующей весной после посева под покров другой культуры весной предыдущей образуют мощную биомассу, заменяющую многие тонны навоза, не говоря уже о той же нитроаммофоске. Чаще всего биомассу запахивают перед озимой пшеницей. Сидерат минерализуется, превращаясь в полноценное удобрение. В почву вместе с растительными остатками на один гектар поступает до 214 кг азота, 50 кг фосфора, 124 кг калия. Словом, сидераты таким образом выполняют много функцийроль удобрения, защищают почву от всех видов эрозий, повышают её плодородие. Эффект от сидеральных удобрений постоянно растёт, в то время как стоимость минеральных удобрений постоянно увеличивается.

Уже доказано, что площадь необрабатываемых земель, в том числе и по причине опустынивания, неуклонно растёт. Можно ли, используя сидераты, вернуть плодородие почвы?

Пустынные и полупустынные земли, а их на Ставрополье немало, требуют повышенного к себе внимания. За короткий период их, конечно же, не восстановить. Но при грамотном подходе, беря на вооружение опыт других стран, задача вполне выполнимая.

Вопрос возвращения в сельскохозяйственный оборот опустыненных земель необходимо рассматривать в комплексе. Прежде всего следует заняться восстановлением, а также посадкой лесозащитных полос. Лесополосные насаждения под собой дренируют почвогрунт, защищают прилегающую территорию от ветра и стоков, снижают ветровую и водную эрозию, препятствуют вымерзанию посевов и так далее. Лесомелиорация, таким образом, позволяет предотвращать опустынивание, а совместно с соответствующим травостоем, который со временем образует почву, возвратит пустыни к жизни.

В завершение хочется подытожить, суммировав сказанное. Итак, использование занятых и сидеральных паров, применение влагосберегающих технологий являет собой мощный биологический приём фитомелиорации, сопутствующий восстановлению и повышению плодородия почвы. Вкупе с лесомелиорацией он способен улучшить природные условия сельскохозяйственного производства, экологическую ситуацию, о которой так много говорится в последнее время, и повлиять на одну из главных задач сельхозпроизводстваповышение урожайности и получение натуральной, безвредной для человеческого организма сельхозпродукции.

Благодарю за интервью.

Беседовал С. СЕМЁНОВ.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир