30 марта – 60 лет скульптору Г. П. Мясникову

Ермолов - копияВ бронзу вдохнувший жизнь

Творческая мастерская – особый мир любого художника. Краски здесь только начинают жить и они ещё не так ярки, воздух же буквально пропитан идеями и фантазиями. Запахи манят нераскрытой тайной, а звуки, слегка приглушённые, словно скрывают процесс возрождения очередного шедевра.

Все эти слова по праву относятся и к мастерской скульптора. С той лишь разницей, что вместо палитры ваятель имеет дело с гипсом, глиной да целым набором специфических инструментов.

Мастерская скульптора Г. П. Мясникова, члена-корреспондента Российской Академии художеств, расположена в одном из тихих и уютных переулков села Татарка. Первое, что бросается в глаза, когда переступаешь порог мастерской, –
стеллажи, сплошь заставленные гипсовыми и глиняными фигурками незаконченных портретов, объёмными набросками композиций и барельефов.

Мясник 12

Георгия Прокофьевича мы застали за работой. Мастер мял серую бесформенную тестообразную массу, превращая её то в шар, то в куб, беспрестанно отходил и вновь брался за горную породу. Словом, художник созидал, преодолевая муки творчества и воспаряя в порыве полёта воображения.

Над чем работал мастер, мы не узнали (секрет, как сказал художник), зато из беседы с ним удалось почерпнуть много полезной информации о скульптуре как об искусстве.

Когда речь идёт о скульптуре, наверняка многие вспоминают известное изречение древнегреческого мастера Фидия. На вопрос, как ему удаётся добиваться такой красоты, работая с мрамором, скульптор ответил, что просто отсекает всё лишнее.

Скульптура – это искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки.

В Древней Греции мастер был ограничен в выборе материала. И мрамор являлся самым подходящим камнем для создания портретов и монументальных композиций. Современный скульптор предпочтение отдаёт бронзе. Во всяком случае, Георгий Прокофьевич чаще всего работает с металлом. Бронза пластична, более точно отражает замысел художника и, пожалуй, самое главное то, что произведения из бронзы наиболее точно передают суть и характер изображаемого объекта.

Мясник 8

Сначала мастер лепит будущую фигуру или фигуры из глины или пластилина, затем делает форму из гипса, повторяющую все детали глиняной модели. Следующий этап – литейная работа. Так или примерно так происходит процесс создания скульптурного произведения.

Георгий Прокофьевич работает с разным исходным материалом. Есть у него работы из гранита, гипса, бетона. Но, как мы уже сказали, бронза у него на первом месте.

Сейчас в это трудно поверить, но Г. П. Мясников по своей основной профессии военный лётчик.

Георгий Прокофьевич – личность разносторонне одарённая. Ещё в детстве он увлекался живописью, посещал изостудию, участвовал в различных конкурсах юных художников и занимал в них призовые места. Однако у подростка Жоры была ещё одна мечта – внеземные миры. Мальчик мечтал о полётах на Луну и на Марс и готовился стать космонавтом. После окончания школы он решает поступать в Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов имени маршала Судца. Но подводит здоровье. Юноше отказывают в приёме. Георгий не сдаётся, идёт работать на завод, а на следующий год повторяет попытку. Приёмная комиссия лётного училища оценила характер настырного абитуриента и на этот раз Георгий становится курсантом.

Мясник 10 - копия

Пять лет промчались, словно одно мгновение. Курсант Мясников окончил военное училище с отличием и его оставляют в вузе в качестве инструктора. Затем его служба продолжилась в различных гарнизонах нашей страны.

Офицер всегда был на хорошем счету у командования воинских частей, его отмечали как талантливого лётчика, надёжного товарища и заботливого командира. Но опять подкачало здоровье. Медики настоятельно рекомендовали закончить с полётами и перейти на наземную службу, а спустя несколько лет карьеру военного пришлось окончательно оставить.

Лётчику-истребителю Мясникову исполнился только 31 год, когда он демобилизовался из Вооружённых Сил, впереди была целая жизнь.

Георгий возвращается к своему детскому и юношескому увлечению –
живописи, пробует себя в скульп-туре. Пластическое искусство захватывает его, и он с головой уходит в него.

Природа сполна наградила героя нашего повествования чувством прекрасного, тонким художественным вкусом и богатым воображением. А ещё завидным упорством и неиссякаемым трудолюбием. Они и позволили Георгию не сломаться, найти свою тропу в искусстве, стать настоящим мастером.

К вершинам своего успеха он шёл тернистой дорогой, искал, ошибался и сбивался с пути, снова искал, но со временем выработал свой, только ему присущий творческий почерк, по которому скульптора и узнают поклонники его таланта.

На первых порах часто ездил в творческие поездки, брал мастер-классы у именитых скульпторов, наладил тесные взаимоотношения с краевым отделением Союза художников России.

В непростые 90-е организовал оформительскую фирму и работал в офисах и кабинетах многочисленных заказчиков. Однако добывание хлеба насущного и рутина не смогла убить в Г. П. Мясникове художника, он сохранился как творец и как человек, которому было что сказать взыскательной публике. С 1996 года Георгий Прокофьевич целенаправленно занимается скульптурой и только ей отводит всё своё время.

Последние десять лет для скульп-тора Мясникова были наиболее плодотворными.

Славу мастеру принёс памятник генералу Ермолову в сквере Надежды города Минеральные Воды. Величавая фигура усмирителя Кавказа стоит на высоком постаменте, облицованном красным гранитом. Сама фигура генерала около трёх метров, он грозно смотрит вдаль, распростёрши правую руку перед собой, как бы говоря, что это наша земля, обильно политая кровью русского солдата и с которой он ни с кем не намерен делиться. Рядом с военачальником располагаются пушки с ядрами, символизирующие всю серьёзность намерений российского правительства.

Идея создания памятника прославленному русскому генералу принадлежит казакам-терцам.

Интересна история поиска средств на отливку и установку памятника. С этой целью было изготовлено несколько сот специальных медалей диаметром 60 мм, на лицевой стороне которой бала выгравирована надпись: «Жертвователю средств на возведение памятника А. П. Ермолову». Необходимая сумма таким образом была собрана, и 4 октября 2008 года при большом стечении народа памятник в торжественной обстановке был открыт.

Не менее масштабной работой является серия скульптурных портретов героям Отечественной войны 1812 года. Памятники Багратиону, Волконскому, Дорохову, Багговуту установлены на Аллее Славы в Москве. Копия скульптурного портрета полковника Багговута установлена также в городе Малоярославце, на месте гибели славного воина.

В Ростове-на-Дону в районе аэропорта установлен памятник воинской славы, посвящённый героям Великой Отечественной войны. Это коллективный труд группы скульпторов и архитекторов. Из шестнадцати барельефов, изображающих разных героев войны, пять принадлежат авторству нашего земляка.

Кто посещал Сочи, наверное, обращал внимание на памятник Ломоносову, установленный возле университета. Это тоже творение рук Г. П. Мясникова.

Георгий Прокофьевич принимает участие в различных конкурсах. Вот и в конкурсе на памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову, героям романа «Двенадцать стульев», он принял самое активное участие. Его работа была признана одной из лучших, однако в истории этого памятника у пятигорского Провала возобладали столичные амбиции. Тем не менее, у мясниковского Остапа нашёлся покупатель, неравнодушный к творчеству Ильфа и Петрова меценат, который и приобрёл скульптуру «турецкопод-анного».

Творчество Г. П. Мясникова оценили и за рубежом. Его скульптурный портрет генерала Брусилова, талантливого военачальника Первой мировой войны, установлен в Русском доме Нью-Йорка.

В короткой газетной статье невозможно рассказать обо всех работах Георгия Прокофьевича, да в этом и нет надобности. Важно другое: к каждой своей работе скульптор подходит неформально, стараясь, чтобы создаваемый портрет как можно ближе соответствовал оригиналу.

Прежде чем приступать к пластилиновой или глиняной модели, Георгий Прокофьевич узнаёт как можно больше о том, кого хочет выразить в бронзе. Он много читает, смотрит художественные фильмы, вглядывается в их изобразительные портреты и фотографии. Это необходимо, считает, мастер. Чтобы памятник передал оригинальные черты характера изображаемого, чтобы он был правдив и достоверен, следует изучить его биографию, знать, чем жил и дышал тот или иной герой.

Интересно услышать мнение жителей Татарки о знаменитом земляке. Вот, например, что говорит о Г. П. Мясникове директор местного историко-краеведческого музея
Т. Н. Андрющенко:

— Георгия Прокофьевича отличают высокий профессионализм и широта творческих интересов, оригинальные композиционные решения и глубокое раскрытие образов. Он внёс большой вклад в развитие культуры, искусства, исторического наследия территории муниципального образования.

А как мы были благодарны художнику за его активное участие в организации масштабного мероприятия «Гречишкинская весна», проводимого по примеру «Болдинской осени» в Нижегородской области, празднику, посвящённого творчеству А. С. Пушкина.

Справедливые слова. И в самом деле, далеко не каждое поселение нашего района, и не только нашего, может гордиться тем, что на его территории проживает и творит настоящий художник, скульптор, обладающий даром давать жизнь мёртвому граниту и холодной бронзе.

С. СЕМЁНОВ.

Фото из семейного архива

Мясниковых.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир