О погектарном субсидировании сельхозтоваропроизводителей

Крестьянин

Правительство  РФ  утвердило правила предоставления и распределения субсидий на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям в области растениеводства (так называемые погектарные субсидии).
Согласно постановлению, подписанному 27 декабря 2012 года, субсидии из федерального бюджета предоставляются на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, повышение плодородия и качества почв в расчёте на 1 гектар посевной площади сельхозкультур. Правительство также утвердило условия, при соблюдении которых предоставляются субсидии.

В новом документе также установлен ряд условий для предоставления субсидий. Одним из основных условий является наличие утвержденных региональной и (или) муниципальных целевых программ, направленных на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства и предусматривающих поддержку доходов таких сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также принятие ряда нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта РФ средств на поддержку сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, и сроки их рассмотрения, которые не превышают 15 рабочих дней.

Принятие уполномоченным органом субъекта Российской Федерации положительного решения о предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителю должно осуществляться в первую очередь на основании документов, свидетельствующих о посевной площади, валовой урожайности сельскохозяйственных культур с указанной площади, а также при необходимости о состоянии плодородия почв посевных площадей.

Размеры ставок субсидий предполагается рассчитывать с применением индекса, учитывающего состояние плодородия почв, коэффициента соотношения уровня интенсивности использования посевных площадей. Правилами предлагается алгоритм расчёта размера субсидии для бюджетов субъектов Российской Федерации.

Субсидии будут предоставляться сельхозпроизводителям регионов, в которых действуют региональные и (или) муниципальные программы, направленные на поддержку растениеводства. Они позволят, в частности, компенсировать часть затрат на покупку минеральных удобрений и химических средств защиты растений, профинансировать мероприятия по повышению плодородия и качества почвы.
Субсидии не предусмотрены для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства.

С 2013 года в связи с правилами ВТО ряд мер прямой поддержки АПК, в частности, льготы на покупку горючего и минеральных удобрений, будут заменены погектарными субсидиями. Этот механизм не включён в «желтую корзину» и может использоваться без ограничений.

В 2013 году на погектарное субсидирование из федерального бюджета, без учёта софинансирования регионов, в нынешнем году будет направлено 15,2 млрд рублей. Далее эта сумма, постепенно увеличиваясь, к 2020 году должна составить 37 млрд рублей.

При этом 60 процентов всего объёма финансирования будут выделены на поддержку по минимальной ставке субсидии на гектар посевной площади. То есть эти средства гарантировано получат все аграрии, возделывающие пашню.

Оставшиеся 40 процентов — стимулирующая часть, которая будет направляться с учётом коэффициента интенсивности используемых площадей.

Рассчитываться этот коэффициент будет, исходя из объёма производства продукции растениеводства, переведённой в зерновые единицы. Очевидно, что самые высокие показатели — у Краснодарского, Ставропольского краёв, Белгородской области. А самые низкие, например, у Бурятии, Архангельской, Магаданской областей. Ещё один критерий, включённый в стимулирующую часть поддержки, — плодородие почвы. Здесь самые высокие показатели также на Юге России, а самые низкие, например, в Тыве, Карелии, Коми. Регионы с невысокими показателями интенсивности возделывания земли будут иметь стимул к её повышению, а с низким показателем почвенного плодородия могут рассчитывать на корректировку в сторону увеличения ставки на 1 гектар посевов.

Помимо 15 млрд рублей на выплату погектарных субсидий в федеральном бюджете также предусмотрены более 6 млрд рублей на субсидирование краткосрочных кредитов, которые тоже можно использовать на приобретение ГСМ, средств защиты растений, запчастей, более 3 млрд рублей — на поддержку региональных экономически значимых программ, 0,5 млрд рублей выделяется на субсидирование части затрат на приобретение элитных семян. столько же — на закладку и уход за многолетними насаждениями, а за виноградниками — порядка 300 млн рублей. Более 100 млн рублей — на раскорчёвку старых садов.

Л. ОГАНЯН,

научный сотрудник отдела экономики ГНУ
Ставропольский НИИСХ
Россельхозакадемии.

Как известно, внутренняя поддержка в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин», в зависимости от степени искажающего воздействия на торговлю: зелёную, жёлтую и голубую.

В «зелёную корзину» входят меры поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю, т. е. рынок, или оказывающие минимальное воздействие: развитие инфраструктуры; научные исследования; подготовка кадров; ветеринарные и фитосанитарные мероприятия; программа страхования урожая; программы региональной помощи и ряд других. Меры «зелёной корзины» применяются без ограничений.

В «жёлтую корзину» входят меры, искажающие рынок: ценовая поддержка; субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация затрат на ГСМ, удобрения, другие материально-технические ресурсы; списание долгов, другие. Обязательства по «жёлтой корзине» фиксируются для каждого члена ВТО в перечне в виде агрегированных мер поддержки.

«Голубая корзина» включает меры субсидирования, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. На территории России применение этих мер не актуально, они в основном используются в странах ЕС.

Основные дебаты в рамках переговоров по вступлению России в ВТО проходили по мерам «жёлтой корзины». До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зелёной» и «голубой» корзин, поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была не эффективной. Поэтому потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир