ГДЕ ТЫ, УЧАСТКОВЫЙ?

280820132139 280820132142 280820132145

Не так давно газета «Наша жизнь» провела опрос на своей странице в социальной сети «Одноклассники» на предмет того, знают ли жители района, как выглядит их участковый уполномоченный инспектор полиции и как его зовут. Основная масса ответов поступила от жителей Михайловска, большая часть которых указала, что не знают и никогда не слышали о таковом. Но, например, в соседнем Ставрополе во многих подъездах многоэтажек на стенах размещены листовки с фото участкового, указанием его фамилии, имени и отчества, а также контактным телефоном. Ещё дальше пошли в городе Сальске Ростовской области, где та же листовка увеличена до размера баннера 3Х6 метров, красующимся в людных местах районов города. Ситуацию прокомментировал начальник отдела МВД России по Шпаковскому району Ставропольского края Владимир Лёвин.

Причём, комментировать проблему ему пришлось на одном из заседаний Совета района в присутствии главы территории и руководителей поселений. К чести Владимира Ивановича, относительно недавно возглавившего местный отдел МВД, он не стал прятать «голову в песок», абсолютно объективно признав, что в этой сфере у нас не всё гладко. К вопросу нашего журналиста присоединились и некоторые главы, рассказавшие об огромных нагрузках, которые испытывают их участковые, иногда разрываясь между двумя муниципальными образованиями, что не может не сказываться на эффективности их работы.

Для более детального разговора по теме Владимир Лёвин пригласил нас в отдел. На встречу также были приглашены курирующий участковых заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Сергей Дудкин и начальник отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних Станислав Черненко.

Разговор начался с того, что начальник отдела дал своим подчинённым чёткие указания, а именно – в самое ближайшее время заказать и изготовить для каждого из участковых инспекторов визитные карточки, а также распечатать листовки форматом А4 с подробной информацией о каждом из них, включая контакты и адрес участкового пункта,обещая изыскать на это средства. Визитки планируется распространить среди жителей частного сектора, а листовки расклеить в многоэтажках спальных районов, в организациях с большим числом посетителей. Такая оперативность в реагировании на сигнал от населения не могла не порадовать. Однако оставалось и понимание того, что одним подобным шагом всех проблем службы участковых инспекторов не решить.

А проблем этих, как выяснилось, немало. И одна из самых насущных – острейший дефицит помещений для участковых пунктов. Ситуация настолько фатальна и, скажем прямо, непростительна для города, расположенного в нескольких километрах от краевой столицы, что к концу прошлого года в Михайловске не осталось ни одного такого помещения. Те, что были, либо не соответствовали предъявляемым требованиям, либо были в собственности у частных лиц, которые в определённый момент просто-напросто попросили полицейских освободить занимаемую площадь.

А меж тем федеральный закон «О полиции» гласит, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять в пределах границ муниципальных образований сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, помещение для работы на обслуживаемом участке. При этом учитывается возможность размещения в нём для совместной работы помощников участковых, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника уголовного розыска и даже представителей общественности. Краевой закон вторит федеральному, обязывая предоставлять помещения под пункты для таких добровольных формирований, как, например, казачьи патрули, в том числе и для полиции, где участковый мог бы осуществлять приём граждан. Но даже этого нет, а уж говорить об отдельных помещениях для участковых и вовсе не приходится.

Главы же поселений только руками разводят – у кого-то нет никакой собственности или, как в Цимлянском, даже здание администрации должным образом не оформлено, а у кого-то если и есть помещение, то не то что не приспособленное под участковый пункт, а не подходящее для пребывания людей вообще… Вот и приходится инспекторам вести дела буквально на коленках. А ведь к участковому пункту предъявляются достаточно серьёзные требования. Он должен располагаться в центре административного участка или микрорайона и находиться в отдельно стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями или организациями или в жилых домах иметь отдельный вход. Кроме этого, пункт должен быть соответствующим образом оборудован – внутренней решётчатой дверью, сигнализацией, телефонной линией, мебелью, оргтехникой и т. д.

Сегодня ситуация стала потихоньку выправляться и в Михайловске совсем скоро в полную силу начнут работать три таких пункта. Городская администрация выделила помещение на улице Фрунзе, район помог с ремонтом в пункте, расположенном в бывшем общежитии рядом с «Цитроном», и ещё одно помещение будет оборудовано по улице Розы Люксембург. В Сенгилеевском пошли дальше, выделив участковым, как и положено, отдельное строение.

И всё же следует констатировать, что три пункта для постоянно растущего Михайловска – капля в море, ведь их необходимо восемнадцать, и откуда взяться остальным – пока не понятно. Очевидно, что при оформлении разрешительных документов для очередного застройщика администрация того же города должна была проработать вопрос и о будущих участковых пунктах, а также пунктах охраны порядка. Впрочем, это в полной мере касается и детских садов со школами, которых также на территориях новостроев нет и в помине. Зато заселение таких микрорайонов идёт ударными темпами. Можно представить, что будет, если всё же доведут до конца незаконную, как её назвал первый зам. главы города А. Соловьёв, стройку в северо-западной части Михайловска, рассчитанную на сорок тысяч жителей. По сути увеличение районного центра вполовину вызовет необходимость в том числе увеличивать и штат полиции, в которой до последнего времени пока только шли сокращения. Но строительство нового микрорайона — проблема не сегодняшнего дня, которую, кстати, с недавних пор взял на контроль губернатор края. А пока большинство инспекторов вынуждены ютиться в маленьком кабинете при ОВД, где одновременно может проходить разбор дел и приём граждан сразу несколькими участковыми, что, конечно же, не лучшим образом влияет на эффективность работы всего отдела.В сложившихся условиях максимум, на что могут рассчитывать инспекторы в ближайшей перспективе, это подвальные помещения. И то – при условии, если городу удастся договориться с предпринимателями.

Есть и другая проблема, которую озвучил Владимир Лёвин. Кадры. В настоящее время нехватка участковых инспекторов составляет пять человек при необходимом штате – тридцать пять. Бывало и больше, но для службы участковых и такой недобор существенен. И если один инспектор помимо своего административного участка дополнительно может обслуживать ещё один, то у нас сотруднику иногда приходится работать на трёх. И вместо трёх тысяч человек на одного участкового приходится около пяти тысяч.

Дефицит кадров складывается из нескольких составляющих. Так, чтобы стать участковым уполномоченным инспектором, необходимо, как минимум, иметь высшее юридическое образование и пройти несколько этапов службы в органах. Первый из них — работа в патрульно-постовой службе. Через какое-то время сотрудник получает определённый образовательный уровень, стаж и необходимые навыки работы с гражданами. И только после этого возможно назначение. Существующий же некомплект связан с тем, что кто-то из сотрудников поменял место проживания или уволился, а новых набрать ещё не успели, потому что неподготовленного человека назначать на эту должность нельзя.

Кроме того, не все готовы работать с тем объёмом дел, который на сегодняшний день возложен на участкового. Зачастую инспектор просто физически не успевает обойти участок, чтобы посетить проблемную семью, зайти к ранее судимому и так далее, то есть выполнять свои прямые обязанности так, как это должно быть в идеале. Раньше люди гораздо реже обращались по пустякам, которые только отнимают время у инспектора в ущерб основной работе и разбору действительно серьёзных дел. Как пример – один сосед жалуется на другого по поводу того, что тот его оскорбил. Обращение поступило, значит его надо рассматривать, оформлять показания, и т. д.  А в это время какой-нибудь бывший заключённый, возможно, находится на грани рецидива, и невмешательство инспектора может окончиться действительно плачевно.

Конечно, участковый уполномоченный инспектор полиции, по идее, должен быть тем самым представителем закона, который ближе всего к населению. Инициированная не так давно бывшим Президентом Дмитрием Медведевым реформа структуры, самыми видимыми проявлениями которой стало переименование милиции в полицию и введение новой форменной одежды для сотрудников, была направлена на улучшение качества работы и повышение зарплат в органах. Но в то же время в рамках реформы произошло сокращение кадров, а нагрузки в условиях оставшегося неизменным законодательства только увеличились.

И всё же радует тот факт, что в местном отделе МВД наличие проб-лемы признают и, более того, действительно стараются её решить. Как уже было сказано, в ближайшее время в Михайловске начнут работать первые три участковых пункта, а население наконец узнает, как выглядит их участковый инспектор и как с ним связаться. От себя добавим, что в настоящий момент самым простым способом выйти на своего участкового является звонок на всем известный номер 02 – дежурный обязательно сообщит контактные данные такого сотрудника. Кроме того, необходимая информация размещена и на сайте ГУ МВД России по Ставропольскому краю (http://26.mvd.ru/contact/uchast/shpak_ush). Внимательный читатель помнит, что и наша газета не раз публиковала графики приёма граждан участковыми уполномоченными инспекторами полиции.

По окончании встречи Владимир Лёвин предложил ещё раз встретиться уже в канун Дня участковых уполномоченных полиции, который празднуется 17 ноября. Именно к этой дате новые пункты должны быть полностью укомплектованы и оборудованы соответствующим образом.

Э. МАЙРАМЯН.

Фото автора.

 

Административный участок делится с учётом количества населения, в том числе сезонно прибывающего. Также учитывается социально-экономическая составляющая, которая включает в себя наличие или отсутствие предприятий, учебных заведений, спальных районов и т. д. При этом границы участка пересматриваются не чаще одного раза в год.

 

На протяжении почти всей истории существования службы участковых уполномоченных инспекторов существовала практика предос-тавления её сотрудникам служеб-ного жилья. Это очень актуально в том числе и на таких обширных территориях, как наш район, когда инспектор, работающий в каком-то из муниципалитетов, сам проживает в городе, и наоборот. Сегодня эту практику планируется реанимировать, но пока приходится констатировать – служебного жилья для участковых нет, что также не лучшим образом сказывается на престижности профессии.

 

Характерно, что проблема в принципе решаема. За примером далеко ходить не надо – в том же Петровском районе Ставрополья вопрос с помещениями для участковых закрыт с начала 2000-х годов. В определённый момент глава района собрал руководителей муниципалитетов и поставил задачу. В кратчайшие сроки были отремонтированы все пункты, а один из них даже занял второе место в крае! За участковый пункт в отдельно стоящем здании и даже с оборудованной  комнатой  отдыха МВД наградило главу муниципалитета почётной грамотой.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир