Цель – очистить фармрынок от подделок

В аптеках Михайловска (на фото) исчезли лекарства. Не все, конечно. Однако ж какое-то время невозможно было найти ни противовирусные препараты, ни жаропонижающие, ни даже обычный аспирин. Сейчас ситуация понемногу  выправляется, но всё равно купить жизненно важное лекарственное средство иногда бывает не просто. Можно сослаться на сезон гриппа и острых респираторно-вирусных инфекций. И даже на коронавирус. Народ-же впрок запасается медикаментами. Но это только с первого взгляда так кажется. На самом деле причина куда серьёзней. Дело в том, что 1 июля 2020 года вступил в силу закон об обязательной маркировке лекарственных препаратов, существенно усложнивший жизнь всем участникам фармакологического рынка.

Ведь как было раньше? Фирма, осуществлявшая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, занимавшийся мелкооптовой закупкой лекарственных препаратов у предприятий-производителей, при поставке товара в аптеки предъявляли товарную накладную. В этом бухгалтерском документе указывалось всё: и название организации, отпустившей товар, и дата его отпуска и наименование, и номер накладной, и то, кем и кому товар отпущен, его количество, цена и т. д. Стояли в накладной и подписи материально ответственных лиц в отпуске товара и его приёме. В общем, формально всё чисто-гладко, вроде всё правильно, не придерешься. Но накладная не могла подтвердить подлинность лекарства, отследить его продвижение от производителя до места реализации конечному потребителю, то есть нам с вами. Словом, не гарантировала легальный характер продукта, иначе бы в наших аптеках не обнаруживалось столько контрафакта. Например, тех же таблеток, изготовленных из обычного мела. Вроде бы и вреда никакого от такой таблетки, но в то же время и пользы ноль. Дистрибьютеры, понятное дело, хотят заработать: купить дешевле – продать дороже. Поэтому не брезговали продукцией полуподпольных и подпольных цехов.

Что же поменялось с 1 июля текущего года?

Прежде всего, была введена система мониторинга фармпрепаратов «Честный знак». Система мониторинга предполагает отслеживание движения товара по всей цепочке – от производителя до конечного потребителя. На начальном звене соответствующей цепочки – после выпуска фармпрепарата с конвейера – на упаковке печатается идентификационный QR-код. Сведения о выпуске препарата заносятся в информационную систему. Уже с того момента контролирующие органы могут видеть, какие препараты были отпущены и в каком количестве. Факт отправки лекарств дистрибьютеру, а затем аптекам также отражается в информационной системе. При приёмке товара продавец регистрирует каждую позицию, также сканируя QR-код. После того ,как то или иное лекарственное средство отпускается конечному потребителю, в системе отражается факт выхода экземпляра лекарственного препарата из оборота. Кстати, у покупателя аптечного товара, скачавшего на смартфон специальное приложение, также появится возможность проверить, легален ли фармпрепарат, узнать название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, его срок годности, артикул и номер. По маркировке! Пока, к сожалению, это сделать невозможно, так как система работает в тестовом режиме. Но в перспективе, будем надеяться, любой гражданин также сможет получить исчерпывающую информацию о приобретённом товаре, лишь приложив свой смартфон к QR-коду.

Движение каждой коробочки с лекарственным средством отныне контролируется на всех этапах пути, отображаясь в мониторинговой системе.

Возможно, поставщики контрафактной продукции попытаются продублировать QR-код и поставить «нелегальную копию» фармпрепарата в аптеки. Однако система «Честный знак» быстро распознает «чужеродный элемент» и подделку не пропустит.

Новая система с использованием маркированной фармпродукции делает свои первые шаги. Не всё идеально. Приходится сканировать цифровой код каждого лекарственного препарата в отдельности на всех этапах его продвижения к потребителю: на предприятии, где оно
изготавливается, у поставщиков, в аптеках. На всё это тратится много времени. Поскольку сверки происходят в режиме онлайн, компьютеры не выдерживают и «зависают». Случаются и сбои в самой мониторинговой программе. Бывает так, что лекарство в аптеке имеется, в том числе и жизненно важное, но реализовать его нуждающимся невозможно, потому что нет подтверждения от дистрибьютера о том, что все выходные данные о препарате совпадают. Проходится продавцу, то есть аптеке, ждать день, два, три, а то и дольше.

Свои проблемы возникают, если товар импортный: из-за не до конца отлаженной системы «Честный знак» лекарственные средства надолго застревают на таможне. И надо сразу оговориться, что требования маркировки распространяются на препараты, которые были изготовлены после 1 июля 2020 года. Они то и попали в разряд дефицитных.

Впрочем, и плюсов у новой системы много.

Во-первых, с рынка фармпродукции постепенно исчезнет фальсификат. Во-вторых, обязательная маркировка лекарственных средств ликвидирует вторичный рынок препаратов, ведь не секрет, что некоторые лекарства бесплатно выделяются больницам, а потом незаконно списываются и продаются в аптеках. Промаркированные препараты не получится продать повторно. В-третьих, производители лекарств увидят, где и сколько продано их продукции. Данные о продажах помогут планировать производство и экономить. И, в-четвёртых, маркировка лекарственных препаратов поможет эффективнее контролировать поступление налогов от всех участников фармацевтического рынка.

Мы обошли с десяток городских аптек. Как оказалось, новая система внедрена ещё не везде. Где-то товароучётная программа не интегрирована в систему маркировки и автоматической отправки данных приёмки и продажи лекарств. Где-то отсутствуют сканеры для считывания двумерных штрихкодов. Где-то не установлено соответствующее программное обеспечение. Время, конечно, ещё есть, но не много, ведь правительство РФ обязало аптеки перейти на новую систему торговли маркированными лекарствами до конца 2020 года. Хотя, с другой стороны, такая спешка непонятна. Вон в Европе на введение новой системы ушло 10 лет.

C 1 июля 2020 года маркировка цифровым двумерным кодом стала обязательна не только для лекарственных средств, но и для табачной продукции, автомобильных шин, обуви и ряда других товаров. Уже два года как QR-код, помимо акцизной марки, указывается на алкогольной продукции.

Маркирование – важный шаг в борьбе с оборотом нелегального товара и контрафакта. Это защита прав потребителей и репутация производителя. Обязательная маркировка выгодна всем, кто участвует в реализации товаров широкого потребления. Разумеется, кроме недобросовестных производителей, которые пытаются торговать фальсификатом.

С. СЕМЁНОВ.

Фото автора.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир