Восток – дело тонкое

В городском историко-краеведческом музее  имени Н. Г. Завгороднего открылась уникальная выставка буддистских тхангка.

Тхангка – это иконописное изображение восточных божеств, которое во время религиозных процессий прикрепляют к шесту и несут как знамя, как военный стяг. Тхангки пишутся по строго определённым каноническим правилам и в совершенно особом состоянии сознания, в которое вводит себя мастер.

Тхангки выполняются клеевыми красками на шёлке или хлопчатобумажной ткани. По форме они восходят к индийским ритуальным изображениям, изобилующим геометрическими фигурами. Размеры тхангка колеблются от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров.

В демонстрационном зале музея выставлено несколько десятков тхангка, изображающих божеств буддистского пантеона. Вершина пантеона, конечно же, отведена Будде. Окружают его богиня Белая Тара, покровительница женского начала, Амитабха, божество-врачеватель, Хайягрива, защитник лошадей, изображаемый с конской головой, Ваджарапани, охранитель Будды, его верный страж и множество других мифологических персонажей. У человека, впервые столкнувшегося с этим направлением восточного искусства, образы буддистских богов и божков оставят неизгладимое впечатление. Очень тонкие работы, некоторым из которых более двух веков. Кстати, многие из демонстрируемых работ реконструированы владельцем коллекции, Иваном Ковалё-
вым, искусствоведом, художником, музееведом, педагогом. Иван Григорьевич более сорока лет занимается собирательством редкого для нашей страны направления восточной живописи.

Родился Иван Григорьевич в селе Богородском Ростовской области. Однако большая часть жизни художника была связана с Калмыкией, где он в пятилетнем возрасте впервые увидел буддистские иконы, поразившие его своим колоритом. Около 50 лет он отдал этой степной республике, состоялся здесь как мастер, основал в Элисте Калмыцкую государственную картинную галерею, детскую художественную школу. Кисти Ивана Григорьевича принадлежат также более 60 тхангка.

– Тхангка – это не только объект поклонения народов, исповедующих буддизм, но и пласт уникальной культуры, до сих пор плохо изученной. Что интересно, тканевая основа для написания божеств выбрана не случайно. Это очень удобно, ведь кусок материи можно свернуть в рулон или свиток. Для бурят или калмыков, которые вели кочевой образ жизни, это имело практический смысл, – делится с нами мастер.

С 1995 года И. Г. Ковалёв живёт в Ставрополе. Он пишет картины и книги, популяризирует восточную живопись, организовывая выставки тхангка по разным городам страны, преподаёт в Северо-Кавказском федеральном университете, являясь профессором кафедры дизайна.

С. ВАСИЛЬЕВ.

Фото автора.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир