Военный шофёр Юрина


Анна Васильевна Юрина в нашем городе живёт с 90-х годов прошлого века: с супругом Семёном Михайловичем перебрались поближе к детям. А так вся жизнь пенсионеров связана с Азербайджаном, где они родились, выросли и где проживали их предки, начиная с конца XVIII века.
Семёна Михайловича уже нет в живых: умер девять лет назад. Но он из поколения первых фронтовиков, участник битвы за Москву, комиссованный из армии из-за тяжёлой болезни.
Анна, в девичестве Дирина, повестку получила в ноябре 1942 года. Когда в июле 41-го юный Семён уходил на фронт, они с Анной поклялись, что если останутся в живых, то непременно поженятся. Так и случилось. После войны молодые люди действительно создали семью, вырастили четверых детей и вообще прожили счастливую совместную жизнь. Но это будет потом. А в тот студёный ноябрьский день Анна попрощалась с родителями и сёстрами и вместе с другими девушками из села Чухур-Юрт Шемахинского района была доставлена в одно из подразделений 46-й армии, дислоцированное в Тбилиси.
Да, Анне не пришлось встретиться, что называется, лицом к лицу с ненавистным врагом. Она не была снайпером или лётчицей, не перевязывала раненых, не тянула на передовой линию связи, не служила в пехоте и не водила танки. Но ведь, помимо этих военных специальностей, во время войны востребованными были и множество других, не менее важных, нужных и незаменимых.
Первое время Анна и её подруги работали в армейской столовой. Готовили пищу для бойцов, заготавливали продукты питания, мыли кухонную посуду, наводили санитарный порядок в помещениях. В то же время девушек, рядовых Красной армии, никто не освобождал от обязанностей солдат. Они наравне с мужчинами обучались стрельбе из винтовки, штудировали устав, дневалили и ходили в наряды.
Непосредственно боевых действий на Закавказском фронте не наблюдалось. Однако это не значит, что бойцы 46-й армии не участвовали в сражениях.
Её полки и дивизии держали оборону Кавказа, принимали участие в Моздокско-Малгобекской, Нальчикско-Орджоникидзевской, Новороссийской и Туапсинской военных операциях, а затем, по мере продвижения советских войск на запад, в составе различных фронтов были задействованы в других
активных боевых действиях.
Женщин-военнослужащих берегли. И хотя они находились в глубоком тылу, приходилось им тяжко.
Рядовой Красной армии Анна Дирина была направлена на краткосрочные курсы шофёров в одну из учебных частей Закавказского фронта. Водить автомобиль девушка никогда не пробовала. Да и где ей было этому учиться? В родном селе перед войной, окончив семилетку, успела поработать в местном колхозе на зернотоке, где и автомобилей-то не было. Здесь же ей впервые представилась возможность сесть за руль знаменитой «трёхтонки» –
грузового автомобиля ЗИС-5 московского автомобильного завода имени Сталина, который был довольно тяжёл в управлении даже для мужчин, что уж там говорить о неопытной хрупкой девушке. Но ничего, Анна сдюжила, изучила особенности конструкции автомобиля, материальную часть, мало-помалу научилась водить. После трёхмесячного обучения рядовой Дирина вернулась в родное подразделение, была определена в автополк, где и приступила к своим должностным обязанностям. Достался Анне бензовоз. И пришлось ей заниматься развозом бензина и других горючих материалов по войсковым частям военного округа. Часто командировки длились несколько суток. Сильно уставала. В том числе и от нервного перенапряжения. И немудрено. Попробуй опоздать и в назначенное время не доставить бензин за несколько сотен километров от нефтеналивной базы. За любое нарушение воинской дисциплины по законам военного времени проштрафившегося солдата могло ожидать что угодно. И никто не посмотрит, что тебе всего восемнадцать или девятнадцать лет и за руль автомашины сел только вчера. Спросят по полной.
В рейсы девушки-бойцы отправлялись по двое. Одна ведёт бензовоз, другая в это время отдыхает, если, конечно, можно назвать отдыхом бесконечную тряску в тесной «зисовской» кабине. Конечно, случались в дороге и поломки. И вот тогда туго приходилось девчатам. Особенно на первых порах. Но одно дело – колесо прокололось. Тут всё понятно: быстро сворачиваешь на обочину, закатываешь повыше рукава гимнастёрки, ставишь машину на домкрат и, как говорится, работа пошла. Другое дело – неисправность серьёзнее. Движок, например, заглох и никак не хочет запускаться. Или ходовая вышла из строя.
В одну из таких командировок в селение Казрети, вспоминает Анна Васильевна, на обратном пути «полетел» рычаг переключения передач. Девушек охватила паника. Что делать, не знают. Хорошо, дорога была оживлённой. Остановился старый солдат. Вышел из своего грузовичка, посочувствовал девчатам, пошутил в меру, откинул капот, залез в кабину, что-то покрутил, что-то закрепил, что-то заменил (запасливый был), и машина вновь была в строю. Девушки-бойцы, конечно, не чаи гоняли в это время. Морщили лбы, спрашивали у опытного шофёра, что да как, сами в конце ремонта уже активно звенели гаечными ключами.
Тот горький опыт многому научил напарниц. И под шофёрским сиденьем у них с тех пор всегда было много всякого железа и запчастей, а также маслёнки, гаечные ключи, зубила, молотки, шланги и прочий незаменимый в случае поломки инвентарь.
Как бы то ни было, ЗИС-5 был простой машиной. Кабина – из дерева и фанеры, открытая система охлаждения мотора, привод тормозов передних колёс –
механический, масляный фильтр – войлочный, для ремонта хватало ключей десяти размеров. Бывалые шофёры на сей счёт шутили, говоря, мол, что при необходимости можно вообще обойтись одним «семнадцатым» ключом.
Мотор ЗИСа без проблем «переваривал» бензин с низким октановым числом, а в тёплую погоду мог даже легко «глотать» керосин. И хотя в кабине из удобств были лишь стеклоподъёмники в дверях, автомобиль считался вполне себе современным: имел электростартер, диафрагменный бензонасос, а средний пробег до капремонта составлял 70 тысяч километров, что нисколько не уступало характеристикам европейских автомобилей.
К концу войны рядовой Анна Дирина настолько привыкла к автомобилю, что не представляла себе дальнейшей жизни без шофёрской баранки. Однако жизнь распорядилась по-своему. В 1946 году, демобилизовавшись годом ранее, Анна Васильевна вышла замуж, родила ребёнка, потом второго, третьего, четвёртого. Так что пришлось заниматься детьми и домашним очагом. Правда, для учёбы время всё-таки удалось выкроить. Окончив десятилетку, Анна Васильевна выучилась на библиотекаря и до выхода на пенсию проработала в школьной библиотеке. Родина высоко оценила её труд в мирное время, наградив медалью «За трудовое отличие». Впрочем, и боевые награды украшают парадный костюм ветерана: орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Кавказа», а также медали «За победу над Германией», Жукова и другие.
С. ВАСИЛЬЕВ.
Фото из семейного
альбома Юриных.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир