Совместная работа на конечный результат


14 ноября отмечался День логопеда. К сожалению, о работе представителей этой важнейшей профессии говорят не так часто, как того бы хотелось. На базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Шпаковского комплексного центра социального обслуживания населения трудятся высоко профессиональные специалисты, которые всегда готовы прийти на помощь семьям, где дети испытывают трудности с произношением, а то и вовсе не умеют говорить. Сегодня я хочу поговорить о том, как грамотно построить работу\специалиста с родителями, чтобы достичь максимального результата в исправлении речевого дефекта и таким образом помочь ребёнку успешно социализироваться в детской среде.
Каждый логопед строит работу с семьёй по своему методу. А вот родители вправе сами выбирать специалиста для своего ребёнка. На первой консультации логопед должен уточнить состояние
(в зависимости от возраста) звукопроизношения, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, грамматического строя речи, связной речи, языкового анализа и синтеза.
Грамотный логопед в зависимости от возраста ребёнка расскажет о нормативах речи и возможных трудностях в развитии. После первой консультации родитель должен чётко понимать, что делать с ребёнком.
С какими вопросами родители обращаются чаще всего: у ребёнка нарушены звуки; он путает «мой», «моя», «моё», ошибки в окончаниях и другие трудности; ребёнок не говорит.
Что делать? Давайте разбираться.

Случай первый.
Над каждым звуком время работы индивидуально. Приблизительно 2-3 месяца необходимо для постановки и автоматизации звука в речи (при условии регулярных занятий и отсутствии патологии речевого аппарата). Параллельно можно брать 2-3 звука и вести их от постановки до полного введения в речь.
Логопед каждое занятие отмечает успехи и трудности ребёнка, даёт обратную связь родителям, даёт подробное задание в тетради. Вы можете присутствовать на занятии и видеть, что и как делает
логопед, чтобы дома хорошо заниматься. Домашние задания выполнять необходимо, иначе при посещении логопеда 2 раза в неделю без домашнего закрепления сроки работы над звуками увеличатся с 2-3 месяцев до 4-5, а то и более – в зависимости от нарушения.

Случай второй.
На занятии невозможно одновременно отработать и звуки, и грамматический строй. Поэтому ряд заданий логопед может давать домой в качестве самостоятельной работы с систематическими объяснениями, как нужно правильно говорить и произносить звуки. Важно понимать, какую задачу вы перед собой ставите. Если это подготовка к школе и у вас мало времени, то стоит активно включиться в работу в тандеме с логопедом, возможно, дефектологом или психологом. Если до поступления ребёнка в школу остаётся несколько лет, то можно настроиться на пару лет планомерной работы, с выполнением всех домашних заданий, при необходимости с подключением других специалистов.

Случай третий.
Это один из самых сложных вариантов нарушений. «Безречевой» ребёнок – это системное недоразвитие. Этому способствует масса причин, проявлений, как и диагнозов. Главное, что логопед должен понимать всю структуру дефекта, объяснить подробно родителям, что с ребёнком происходит. Родители в работе с неговорящими детьми – это своего рода параспециалисты, которые занимают активную позицию. Обязательно присутствуйте на занятиях, спрашивайте обо всём, что вас интересует. Хороший логопед всегда поддержит и подробно объяснит особенности заданий, поделится знаниями, а главное – методикой обучения ребёнка говорению.
М. Шахова,логопед ГБУСО ШКЦСОН.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир