Он же памятник!

Мы уже публиковались на страницах районной газеты «Наша жизнь». Пишем ещё раз. Своей настойчивостью мы хотим привлечь внимание общественности, дирекции Северо-Кавказского Федерального научного аграрного центра (бывший СНИИСХ), органов власти всех уровней к проблеме дендрологического парка, который юридически относится к вышеназванному научному учреждению, а фактически брошен на произвол судьбы.
А проблема дендропарка давным-давно известна: дендропарк умирает. Умирает на наших глазах, безвозвратно теряя уникальную коллекцию растений, которая собиралась не один десяток лет предыдущими поколениями учёных, умирает, несмотря на знание проблемы самыми высоки-
ми чинами в краевом правительстве, умирает, несмотря на наши письма во всевозможные инстанции, умирает, несмотря даже на то, что является памятником природы краевого и федерального значения!
Дендропарк последний раз мы обследовали в декабре. Вывод – ничего не меняется!
Повсюду можно наблюдать печальную картину. Вот поваленные деревья. Часть из них просто сгнила и рухнула самостоятельно, другим деревьям «помогли» принять горизонтальное положение, третьи, что называется, на грани.
Аллеи, по которым несколько десятков лет назад можно было спокойно гулять, заросли молодой порослью. Кое-где сквозь бурелом невозможно даже человека рассмотреть.
Тут и там следы кострищ. Парк зелёных насаждений, задуманный как лаборатория под открытым небом, как опытная площадка для наблюдений за деревьями и кустарниками, привезёнными в нашу ставропольскую степь из разных климатических зон Земли, превратился в банальную забегаловку для пьяных компаний.
Больно на всё это смотреть. Больно смотреть на высокие статные сосны с обожжёнными боками стволов. На обуглившийся пенёк на месте красавицы-лиственницы. На грязные пятна на траве, оставшиеся на месте нескольких кустов спиреи, выжженных дотла.
Сейчас уже никто не докопается до истины, почему здесь произошёл пожар. Может быть, это результат шашлычных посиделок. А может быть, осознанный поджог. Впрочем, глядя на то, как наплевательски руководство ФНАЦ относится к дендропарку, причины, почему в парковой зоне вспыхнул огонь, на поверхности, ведь здесь созданы все условия для возгораний. В 2018 году общественники несколько раз звонили по телефону 112, обращая внимание спасателей на то, что дендропарк являет собой свое-образную пороховую бочку. И только после наших тревожных звонков руководство ФНАЦ соизволило скосить в дендропарке траву, которая вымахала почти в рост человека. И случилось это лишь в сентябре, когда трава настолько высохла, что, казалось, вот-вот вспыхнет сама от горячего южного солнца.
Если бы не общественность Михайловска, думаем, что от дендропарка давно бы ничего не осталось. Неравнодушные жители микрорайона СНИИСХ, проживающие рядом с парком, регулярно наводят порядок на площади не более одного гектара. Но разве пять-шесть человек могут ухаживать за всем парком?
Была попытка учителей и школьников СОШ № 4 преобразить дендропарк. В одном месте они очистили от поросли небольшой участок и высадили саженцы лещины, хвойных и других пород деревьев. Но от посадок мало что осталось. Часть саженцев украли, другие изломали.
Весной городские власти устраивают в дендропарке молодёжные субботники. Но такие разовые мероприятия не решат проблему уникального уголка природы Михайловска, «зелёных лёгких» города. Здесь необходима хорошо продуманная программа по спасению растительной коллекции.
В своих попытках решить проблему мы дошли до кабинета заместителя председателя правительства Ставропольского края Н. Т. Великданя. Он пообещал добиться финансирования на содержание дендропарка и даже высказал мысль о создании на его базе Центра особо охраняемых территорий Ставропольского края. Однако прошло уже два года после нашей встречи, а никаких сдвигов в судьбе дендропарка не наблюдается.
Микрорайон СНИИСХ изначально создавался как научный городок и в целом представлял собой дендрарий. Его первоначальная площадь составляла 35 га. Здесь имелись альпинарий, розарий, иридарий, а также высаженные в виде ландшафтных композиций свыше 600 видов древесных и кустарниковых пород растений со всего Кавказа, других регионов нашей страны и мира, включая Европу и Латинскую Америку. Потом он стал застраиваться многоэтажками. А сегодня и вовсе наблюдается какое-то хаотическое строительство. Увы, от былой планировки мало что осталось. Разве что собственно дендрологический парк, расположившийся на 15 га, за сохранность которого и бьётся общественность Михайловска.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы принимают на себя правообладатели земель. В нашем случае, согласно охранному обязательству, выполнение мер по сохранению и поддержанию санитарного порядка на территории возложено на ФНАЦ. Но научное учреждение не справляется с возложенными обязанностями. Дирекция научного учреждения либо отделывается общими фразами, типа денег нет, либо вообще отмалчивается. И даже особый статус охраняемой территории не спасает дендропарк. Он гибнет, безвозвратно гибнут редчайшие виды деревьев и кустарников. Из некогда богатой коллекции растений сегодня осталось лишь 132 вида, а общая площадь зелёных насаждений сократилась более чем наполовину. И мы всерьёз опасаемся, что в скором времени и здесь начнётся капитальное строительство. Но разве в нашем городе мало микрорайонов с обширными кварталами новостроек? Их множество! А вот парков практически нет. И даже один единственный, пока ещё радующий горожан своей пышной зеленью, похоже, обречён. И у властей всех уровней нет до него дела.

А. РЫЖИЙ, председатель Общественной палаты Шпаковского района.
Н. ЗАИЧЕНКО, активист-общественник.
В. ЧЕРНОИВАНОВ, житель микрорайона СНИИСХ.
А. РАКОВ, инженер лесного хозяйства.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир