Бороться с дикими животными жителям района придётся самостоятельно?

Сначала с подворья жителей Михайловска Николая и Елены Бычковых стали исчезать утята. А однажды, выбежав на шум, они обнаружили одну из своих взрослых уток обезглавленной. Ещё больше насторожились, когда на следующий день кто-то (или что-то) выкопал останки этой птицы, которую хозяева после гибели похоронили в конце огорода, и уже окончательно расправился с ней, оставив лишь перья да несколько обглоданных костей. Коты вряд ли на такое способны… Тогда кто?
Подворье явно посетил какой-то хищник. Судя по размерам добычи – внушительных размеров. И довольно бесстрашный – всё происходило в непосредственной близости от большой овчарки, которая несёт службу на заднем дворе. При этом охотник на домашнюю птицу обладал достаточным уровнем интеллекта, чтобы догадаться – цепь у собаки слишком коротка, чтобы ожидать погони, а истошного лая можно не особо опасаться.
Тревоги не убавилось, когда Бычковы поняли, с кем имеют дело – через время хищник выдал себя, вернувшись за новой добычей. На участке, расположенном далеко не на окраине города, на одной из оживлённых улиц с асфальтовым покрытием, в самом центре жилого сектора, орудовала … лиса!
Откуда взялась? До ближайших лесов и полей от места событий – улицы Курганной – далеко, а значит, поселилась поблизости. Самым подходящим местом для её обитания вполне мог оказаться расположенный рядом участок. Его хозяева давно там не появлялись, строения пришли в упадок, а огород зарос густой травой и деревьями. В самом деле, если людям хватает шести соток, то почему одной лисице этого будет мало? Тем более, когда совсем рядом столько потенциальной и, в общем-то, беззащитной добычи! Этакий заповедник в миниатюре. К нему, кстати, позже были обнаружены и несколько подкопов-лазов под забором…
Рыжую воровку заметила Елена Бычкова. А через время глава семьи Николай увидел ещё одну особь, уже крупнее и другой расцветки. Да это уже целое семейство!
Возможно, михайловцы и не против были бы и дальше соседствовать с этими представителями ставропольской фауны, если бы те не начали охотиться на их участке. С другой стороны, дикие животные могут быть непредсказуемыми. Где гарантия, что в следующий раз объектом нападения станет уже не утка? Опять же, они нередко являются переносчиками многочисленных болезней. Поэтому и возник вопрос – что делать дальше?
Ответ найти оказалось не так просто. Ситуация нетривиальная, поэтому не поймёшь, куда обращаться.
Начали с городской администрации, позвонив по номеру приёмной. На другом конце провода сказали, что это вне компетенции города и переориентировали на муниципальное казённое учреждение «Единая дежурно-диспетчерская служба Шпаковского района Ставропольского края». Казалось бы, по адресу. Ан нет – там всё, чем помогли – дали контакты районной администрации. Елена Бычкова продолжала набирать всё новые и новые номера телефонов – никто
не был готов к такому вопросу. Правда, в районной администрации сразу не стали перенаправлять просителя ещё куда-либо – сотрудница попыталась выяснить, кто мог бы помочь, но через час нашёлся лишь очередной номер, и на этот раз не где-нибудь, а в краевом министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но и там вопрос поначалу вызвал растерянность… В итоге местом, где более или менее что-то разъяснили и посоветовали, стал министерский отдел охраны, контроля и надзора за использованием объектов животного и растительного мира.
Там Бычковым, по сути, рекомендовали бороться с лисицами самостоятельно и… при помощи петард! Мол, брошенная в их сторону мощная хлопушка заставит зверей искать другое, более спокойное место обитания. Также пояснили, что в густонаселённом частном секторе много чего нельзя – размещать капканы, оставлять приманку с отравой и, категорически, никакой стрельбы!
Кстати, сотрудник отдела рассказал, что когда в один из дачных посёлков стала наведываться волчица (было и такое!), думали даже привлекать силы Росгвардии, военнослужащие которой экипированы огнестрельным оружием. Тогда хищница, будто почуяв неладное, ушла сама. Но вопрос о допустимости отстрела диких животных в черте населённых пунктов остаётся открытым, ведь иногда это насущная необходимость – в отдалённых поселениях визиты лисиц, волков и кабанов вовсе не редкость, и это несёт реальные риски для жителей. Пока же такого разрешения на законодательном уровне не получено, хотя просьбы об этом и поступали.
Нельзя сказать, что полученный комментарий удовлетворил Бычковых. По сути, им дали понять, что в данной ситуации они с проблемой остаются один на один. Впрочем, в день обращения от районной администрации приезжали несколько человек, осматривали проблемный участок и даже нашли останки многострадальной утки. О том, будет ли что-либо предпринято, не сообщили.
В данном случае на ум приходит и остающийся без решения вопрос бродячих собак. Изменения в законодательстве исключают их потраву или отстрел, а денег на отлов и содержание животных в специальных приютах у территорий нет. Какие уж там лисы и волки, если с собаками разобраться не получается! В то же время с завидной регулярностью в краевых лентах новостей появляются сообщения об очередном нападении бродячих животных на людей. Последний такой случай совсем недавно имел место в Кисловодске – была покусана девушка, и теперь следователи устанавливают обстоятельства инцидента, а по результатам проверки даже обещают принять процессуальное решение. Каким оно будет – вопрос пока открытый.
Одновременно с подготовкой данного материала редакция оформила запрос в администрацию Шпаковского района и администрацию города Михайловска с просьбой дать компетентный комментарий по существу изложенного, а также проинформировать население о том, куда можно обращаться в сложившейся ситуации. Ответ мы обязательно опубликуем. Убеждены, жители района в XXI веке не должны оставаться с обозначенной проблемой один на один.

Лисица – общее название нескольких видов млекопитающих семейства псовые. Лишь
10 видов этой группы относят к роду собственно лисиц (лат. Vulpes). Наиболее известный и распространённый представитель – обыкновенная лисица (Vulpes vulpes). Лисицы встречаются в фольклоре многих народов по всему миру.
По информации охотхозяйства «Южный регион», лиса привязана к месту своего рождения, однако её охотничьи угодья намного шире. Популяция не очень большая. Ареал обитания там, где можно обустроить нору. Водится в разреженных лесах, где есть луга и поля, долины рек и окрестные селения. Как видим, иногда может обустроиться и в самих населённых пунктах. Не любит сильно заснеженные и равнинные заболоченные леса.
Основной рацион питания этого хищника – грызуны и мелкие птицы. Не прочь полакомиться молодняком зайца-русака и ценными для охотника птицами, иногда нападает на детёнышей косуль. Также питается некоторыми ягодами и фруктами.
Нора для лисы – это укрытие от плохой погоды и место выведения потомства. Время гона январь-февраль. Ежегодно в одном помёте может быть от 3 до 12 лисят.
Охота на лисицу проводится с помощью быстроногих гончих. Скорость загона высокая, чтобы лисица не успела заметить подстерегающего охотника. Если выстрел не попал в цель или животное ранено, преследование продолжается. Охотники используют выслеживание, манок, подход с нагоном. Достать лису из норы помогают норные собаки (таксы, фокстерьеры и ягдтерьеры).
Кстати, основным переносчиком бешенства в природе являются именно лисицы, в том числе поэтому во многих районах России охота на этого рыжего хищника открыта практически круглогодично. Распространение бешенства почти полностью зависит от классической цепи передачи: больной зверь – домашнее животное – человек. Все случаи передачи бешенства между животными и от собак – человеку и сельскохозяйственным животным также объясняются попаданием вируссодержащей слюны в раны.

Но не только дикие млекопитающие периодически наведываются в домовладения. В тёплое время года не раз сообщалось о проникновении в дома ставропольчан змей. При этом уточнялось, что на место спасатели всё-таки выезжали. Похожий случай не так давно имел место в соседнем Труновском районе, где жительница села Донского А. Шлыкова по возвращении домой обнаружила у себя на пороге такую картину – домашняя кошка поймала на подворье змею и отдала её своим котятам. На тот момент определить вид пресмыкающегося не представлялось возможным: по природе хищники, они быстро расправились с добычей, буквально за несколько минут не оставив от неё и следа. Кошка и раньше в воспитательных целях приносила своему потомству ещё живую добычу – мышей, воробьёв, но в роли этакого местного Рикки-Тикки-Тави выступила впервые.

Поделитесь новостью с друзьями:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Одноклассники
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой Мир